Дипломная работа
На тему:
"Социализация детей-сирот в условиях детского дома"
Тотьма 2008 г.
Введение
Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека на протяжении его жизни, и в целом – его социализированность. Социализированность рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных
качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома показывает, что у них имеется недостаточная готовность к выходу в самостоятельную жизнь:
– не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;
– есть существенные трудности в общении с окружающими;
– неумение противостоять асоциальным явлениям;
– затруднения в построении своей семьи и личной жизни.
Отмеченные особенности в жизненном становлении детей нацеливают на внесение необходимых педагогических корректив в условия жизни, содержания и формы воспитательной работы в детском доме.
Детский дом для наших детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.
Таким образом социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны деятельности воспитанников.
Это и способствовало выбору темы нашего исследования «Социализация детей – сирот в условиях детского дома»
Цель исследования: выявление условий, содержания, результатов социализации детей в воспитательном пространстве детского дома.
База исследования: наше исследование мы провели в детском доме. Адрес: Вологодская обл. Верховажский район, д. Наумиха, дом 25а. М..О.У. Верховажский детский дом «Родник»
Объект исследования: процесс социализации.
Предмет исследования: социализация детей в условиях детского дома.
Для выполнения поставленной цели мы выдвинули следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Дать психолого-педагогическое обоснование процесса социализации.
3. Охарактеризовать проблемы, условия, содержание, направления социального воспитания детей в условиях детского дома.
4. Выявить результативность процесса социализации в условиях детского дома.
5. Сформировать рекомендации по совершенствовании социализированности, воспитанников, в условиях детского дома.
Методы исследования: – анализ литератур;
– метод изучения локальных нормативно правовых актов детского дома;
– метод анкетирования.
1. ............