Реферат
Сотрудничество РФ со странами Ближнего Востока в ООН
Современные отношения России с арабскими странами в основном сложились под влиянием устойчивого стремления партнеров к развитию сотрудничества в различных областях – политической, экономической, культурной.
В началеXXI в., несмотря на происшедшие глубокие перемены в политическом и социально-экономическом курсе РФ и в арабском мире, в российско-арабских отношениях продолжает доминировать позитивный потенциал, желание сохранить и придать дополнительный импульс развитию партнерства. В особенности это заметно в текущем десятилетии – более интенсивными и разносторонними стали политические консультации, существенно расширились и стали более разнообразными торгово-экономические отношения, заметное развитие получили гуманитарные связи. Таким образом, историческое наследие российско-арабских отношений создает благоприятный фон для плодотворного, конструктивного взаимодействия партнеров, в том числе в рамках ООН.
Вместе с тем на фоне в целом устойчивой позитивной динамики в отношениях РФ с арабским миром существуют проблемные зоны. В значительной мере они касаются деятельности, осуществляемой РФ и арабскими странами в ООН. К их числу относятся следующие вопросы:
– выработка и реализация мер по ликвидации региональных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке (ближневосточный конфликт, западносахарский конфликт, иракская проблема);
– профилактика межгосударственных конфликтов в регионе (трения между ОАЭ и Ираном из-за островов и свободы судоходства в Ормузском проливе; конфликт между Алжиром и Марокко по западносахарской проблеме; противоречия между Египтом и Суданом, Эфиопией, другими странами долины Нила по вопросам хозяйственного использования вод Нила; трения между странами Междуречья – Турцией, Сирией, Ираком в связи с использованием вод Тигра и Евфрата и т.д.);
– практика применения международных санкций (санкций Совета Безопасности ООН) в отношении так называемых проблемных государств;
– запрещение разработки и производства ОМП, включая реализацию ядерных программ и другие.
Отдельные международные проблемы, такие как курдский вопрос, хотя и не рассматриваются как часть "повестки дня ООН", с точки зрения профилактики международных конфликтов, реализации права народов на самоопределение находятся в поле зрения ООН (консультации и т.п.) и потому также являются объектами внимания и темами взаимных консультаций между РФ и заинтересованными арабскими государствами, в особенности такими, в которых проживает курдское население (Сирия, Ирак).
По всем "проблемным зонам", напрямую связанным с безопасностью государств региона, Россия как постоянный член Совета Безопасности проводит активные консультации и иные действия, неизменно учитывая позиции и интересы заинтересованных сторон, соответствующих арабских стран. Как правило, конструктивная роль российской дипломатии в стенах ООН, направленная на урегулирование конфликтов и противоречий, встречает позитивный отклик арабских партнеров и желание сотрудничать (в форме взаимных консультаций, взаимных инициатив и т.д.) с российскими представителями. Вместе с тем неурегулированность региональных конфликтов, отсутствие системы региональной безопасности, имеющиеся проблемы в области гарантий нераспространения ОМП и их производства, нерешенность ряда других вопросов, в частности, имеющихся территориальных споров, сохраняют широкий простор для конструктивных инициатив российской дипломатии в стенах ООН.
К числу других международных проблем, где позиции сторон в отдельных аспектах расходятся или не совпадают и требуют взаимных широких консультаций с участием ведущих мировых держав – членов СБ ООН и арабских государств, принадлежат следующие вопросы:
– создание системы региональной безопасности;
– обеспечение свободы морского судоходства (Дарданеллы, Гибралтар, Ормузский пролив, Баб-Эль-Мандеб, Суэцкий канал);
– борьба с международным терроризмом;
– обеспечение энергетической безопасности и т.д.
Здесь также имеется значительный потенциал сотрудничества с целью сближения точек зрения и выработки согласованных позиций в интересах партнеров – России и арабских государств, выдвижения (совместных) инициатив.
Важным полем для взаимодействия между партнерами "на площадке" ООН является вопрос об определении статуса (о самоопределении) отдельных территорий (анклавы Сеута и Мелилья, Западная Сахара, Южный Судан), а также проблема "мятежных" территорий как в самом регионе БВСА, так и в других регионах с компактным проживанием мусульманского населения. ............