СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О СЛУЖЕБНОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ
За последние годы в процессе осуществления хозяйственной деятельности отечественные субъекты все чаще сталкиваются с понятиями служебной и коммерческой тайны. Говорить о том, что законодательство Республики Беларусь не предоставляет возможностей для защиты служебной и коммерческой тайны, было бы явной несправедливостью. Вместе с тем нельзя не отметить, что имеющиеся нормы не всегда согласованы между собой, кроме того, остается множество вопросов, до сих пор не нашедших должной правовой регламентации. Как представляется, проблему можно было бы решить, приняв специальный закон о коммерческой и служебной тайне. Его разработке, безусловно, должен предшествовать тщательный анализ действующего законодательства, его сильных и слабых сторон.
Правовой институт коммерческой и служебной тайны - один из старейших методов охраны собственности. Оставление в тайне секретов производства и других видов деятельности как средство обеспечения фактического преимущества перед другими участниками торгового оборота является классической формой охраны результатов определенной деятельности. Однако правовое регулирование отношений, связанных с указанными объектами промышленной собственности, началось лишь в ХХ столетии.
В СССР, где на протяжении 70 лет доминировала планово-административная экономика, данный вид регулирования практически отсутствовал. Впервые право участников оборота на сохранение коммерческой тайны было провозглашено Законом СССР от 04.06.1990 "О предприятиях в СССР". В ст. 33 указанного Закона раскрывалось понятие коммерческой тайны как не являющихся государственными секретами сведений, связанных с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб их интересам.
Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 № 462-XII "О предприятиях" 1 в ст. 96 фактически повторил это определение коммерческой тайны, но применительно к конкретному юридическому лицу: "Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам". Этим же Законом в ст. 97 был установлен порядок определения состава и объема сведений, составляющих коммерческую тайну: "Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь".
Понятие служебной и коммерческой тайны в ГК
С принятием Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) в национальном законодательстве появилось развернутое определение коммерческой и служебной тайны. ГК под коммерческой и служебной тайной понимает информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 140 ГК). Таким образом, чтобы те или иные сведения могли быть признаны информацией, составляющей охраняемую правом коммерческую или служебную тайну, они должны отвечать как минимум трем общим требованиям, определенным ГК.
Некоторые авторы полагают, что таких требований должно быть четыре, указывая, что "для предоставления правовой охраны коммерческой или служебной информации необходимо, чтобы соответствующие сведения имели действительную или потенциальную ценность..." 2 .
Итак, информация может считаться коммерческой тайной тогда, когда, во-первых, она неизвестна третьим лицам. ............