Часть полного текста документа:Сор и золото в фольклоре Т. А. Новичкова "Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал". В. Высоцкий. "Купола" Золото с его сиянием и сор, пепел, угли, кал - отталкиваясь, эти полюса всегда притягивались друг к другу в художественном языке и обыденной речи, фольклоре и литературе. Поэтический язык последней нередко усиливал, выделял, подчеркивал те стороны этого противопоставления, которые в фольклоре находятся как бы в свернутом состоянии, поскольку любой фольклорный образ поддерживается контекстом, устной традицией, где недоговоренность неизбежна. Принято думать, что народная поэзия, ее строй, помогает более глубокому прочтению авторской, профессиональной поэзии - это так, но не менее справедливо и обратное: только в литературном языке старые как мир символы и метафоры обретают ясность и отточенность, оттенки смыслов, не свойственные гибкой, живой и не всегда внятной вне бытования устной культуре слова. Укажем лишь некоторые акценты, характерные для русской поэзии в интерпретации данной мифологемы. Как и в фольклоре, золотой мир в авторских текстах - священный, слабым отблеском его грандиозного великолепия призваны служить золотое убранство русских церквей, праздничное церковное шитье, золото куполов: И раки старые, и мраки позолоты, В разливе серебра - черна дыра киота ................................................................... Под восковой свечой седой протоирей Встал :золотым горбом из золотых дверей. А. Белый. Церковь Священна жизнь, священно поэтическое вдохновение, это "золотые" дары: Исполнен мыслями златыми, Не понимаемый никем, Перед распутьями земными Проходишь ты, уныл и нем. А. С. Пушкин, Езерский Но золотая чаша жизни перед смертью оказывается пустой: Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был - мечта И что она не наша! М. Ю. Лермонтов. Чаша жизни Золотое здесь несбывшееся, невысказанное, необъявленное, свою тайну золотая чаша выдаст лишь в последние минуты жизни, тема золота сплетается с темой смерти. В смерти - залог воскресения, оппозиция "золото/смерть и "золото/жизнь, молодость" может быть стянута в одном образе: Внемлите, ловите, воскрес я - глядите: воскрес. Мой гроб уплывет - золотой взолотые лазури. А. Белый. Утро Полярность "золото"/ "прах" иногда лежит в основе замысла следующих друг за другом циклов: так за "Золотом в лазури" А. Белым был созданцикл "Пепел". Ею может быть пронизан текст, где речь идет об угратс молодости, жизненных сил: Пора золотая Была, да сокрылась; Сила молодая С телом износилась. ................................... На крутой горе Рос зеленый дуб, Под горой теперь Он лежит, гниет... А. Кольцов. Горькая доля Золотая пора, зеленая листва обратились в изношенную силу, гниль. Сияние золотой юности гаснет в черной бездне горя: Где ты, солнце благодатное Золотой моей весны? ............................................... Грустно видеть бездну черную После неба и цветов. Александр Полежаев. ............ |