Содержание
Введение
1 Сущность духовности
2 Соотношение светской и религиозной духовности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современных условиях, когда развал государственности стал угрожающим, процесс утраты национального самосознания нарастает катастрофическими темпами, как никогда ранее необходима объединяющая идея, цементирующая основа людского общежития России. Такой цементирующей, объединяющей основой может и должна стать духовность. Понятие духовность содержит в себе два начала, т.е. религиозное и светское. Религиозная духовность уходит корнями в далёкое прошлое Руси и России и, наверное, поэтому весьма ценна для настоящего и будущего поколений.
Духовность – это воплощение во взглядах личности нравственного начала, утверждение в сознании человека веры в моральные Абсолюты – совесть, честь, достоинство и т. п.
Религиозное понимание духовности – это воплощение в личности нравственного закона Бога. Процесс «обожения» личности. С точки зрения богословов, духовность основывается исключительно на трансцендентности.
Светское понимание духовности – следование нравственным принципам, законам и Абсолютам, выкристаллизованным из человеческих отношений в течение длительного и противоречивого развития человечества.
Духовность сопричастна вечности. Духовность - стержень культуры. Стержнем же духовности выступает – диалог. Через диалог преодолевается односторонность и религиозного и светского понимания духовности.
Диалогический подход к духовности не сводится лишь к противопоставлению взглядов верующих и неверующих. Это соприкосновение «друг с другом на территории общей темы, общей мысли» (М.М.Бахтин), взаимодействие равноправных личностей в целях достижения согласия.
Цель данной работы: попытаться охарактеризовать духовность в светском и религиозном понимании.
РСтруктура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 12 страниц.
1 Сущность духовности Настоятельная потребность исследования «нравственных чувств и целостных убеждений», исследования духовного мира актуализирует проблему духовности. В связи с этим возникает вопрос о том, что такое духовность? Если лет 10-15 назад о духовности не говорили, а говорили о нравственности, четко представляя, что духовность является прерогативой религии, то теперь все заговорили о духовности, еще четко не представляя, что же стоит за этим понятием духовность. В Толковом словаре Даля духовность определена как имеющая отношение к духу, а дух квалифицируется как бестелесное существо, бестелесный житель недоступного нам духовного мира. В четырехтомном «Словаре русского языка» духовность интерпретируется как духовная, интеллектуальная природа сущности человека, противополагаемая его физической и телесной сущности. В работе А.А.Кокурина «Теория духовности» выделяются три части понятия духовности: духовность как сопричастность человека к святости, духовность как выполнение общечеловеческих нравственных норм (норм Священного Писания), духовность как постоянное совершенствование себя.
Но одухотворение - считали Святители Церкви - не приходит к человеку с рождения, а формируется и воспитывается благодаря Церкви, восприятию нравственных норм христианства, саморазвитию и самовоспитанию человека.
В чем же отличие светского и церковного понимания духовности? В.Д.Шадриков отмечал, что «основа религиозной духовности - это вера в Бога и построение поведения (верующего человека) определяется канонами веры, религиозной моралью и т. ............