Часть полного текста документа:Соотношение международного и внутригосударственного права. Взаимодействие международного и внутригосударственного права на этапах правотворчества и правоприменения (дуалистическая и монистическая теории). И плюралистическая, и монистическая теория "исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и внутриправовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета, и проблема, следовательно, заключается в том, какое право при этом должно превалировать"1. "Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным правом и внутригосударственным правом, которое прежде всего заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью. Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. Когда внутригосударственное право предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Дуализм тесно связан с позитивистской доктриной, которая склонна отрицать силу иных источников международного права, кроме практики государств"2. "Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга"3. Например, в трудах Лаутерпахта4 монизм принимает форму утверждения супрематии международного права даже во внутригосударственной сфере, наряду с хорошо разработанной концепцией индивидуума как субъектам международного права. Как отмечает Я. Броунли, по теории Лаутерпахта, "международное право - самый лучший из имеющихся регуляторов человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств"5. Кельзен развил монистические принципы на базе формальных методов анализа, покоящихся на теории познания, по его мысли6, международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из единой основной нормы ("Государства должны вести себя так, как они обычно себя вели"7). Как отмечает Я. Броунли, "все большее число... специалистов по международному праву стремятся избавиться от дихотомии монизма и дуализма... Так Дж. Фицморис оспаривает принимаемую монистами и дуалистами посылку о том, что международное право и внутригосударственное право имеют общую сферу действия. Эти системы не приходят в столкновение как системы, поскольку они действуют в различных сферах. Каждая из них является высшей в своей собственной сфере"8. Такие теории получили наименование теорий координации (между международным и внутригосударственным правом). Способы осуществления международного права в правовых системах государств. Основные способы осуществления международного права в правовых системах государств9: Самостоятельное применение норм международного права - без прямого участия норм национального законодательства. Совместное применение норм международного права и родственных норм национального законодательства. Приоритетное применение норм международных договоров вместо норм национального законодательства в коллизионных ситуациях. Вместе с тем, следует отметить, что в Англии и других странах англо-саксонской системы права (США и странах Британского Содружества) в целом главенствует доктрина инкорпорации. ............ |