Часть полного текста документа:Содержание учебных дисциплин в риторических школах Галлии IV - V вв. Т. Б. Перфилова В нашей первой публикации, посвящённой грамматическим и риторическим школам провинции Галлия [1], мы рассмотрели организацию учебной деятельности на втором и третьем этапах обучения будущих ораторов, юристов, государственных служащих. В предлагаемой вашему вниманию новой статье мы продолжаем изложение темы "Высшие школы в западных провинциях Римской империи (на примере Галлии IV - V вв.)", раскрывая один из интереснейших её аспектов, связанных с изучением содержания учебных дисциплин в учебных заведениях гуманитарного профиля. В высшей школе Бурдигалы в недрах целостного гуманитарного знания существовала своеобразная специализация учебных дисциплин, обусловленная научными пристрастиями преподавателей. Одни "законам стиха обучали и рифмам учили" (Avs. Profes. 3, 3 - 4; 5, 12 - 13; 21, 14), других более привлекала история ("Ливия был ты знаток и Геродота трудов" - ibid. 20, 7 -8); третьи шли по стезе Пифагора (ib. 11). Кто-то был силён в "вымыслах мифов" (ib. 21, 25 -27) или в древнем законотворчестве (22, 13). Однако всех преподавателей объединяли такие профессиональные качества, как красноречие, учёность, преданность научным идеалам. Авзоний уверен, что каждый хороший преподаватель внёс свою лепту в формирование будущих риторов или адвокатов. Алетий Минервий дал им "знаний когорту" (6, 21 - 22), грамматик и ритор Непоциан был "в стиле лучше других" (15, 10-11), Эксуперий обучал эстетике одежды и жестов (17, 1 - 3). Следовательно, риторическая школа давала знания, формировала умения и навыки, применяемые в юриспруденции и разнообразных жанрах красноречия, знакомила с элементами театрального искусства, также востребованного представителями ораторского искусства. Авзоний, вполне довольный своей образованностью, написал про риторическую школу: "... юношей многих она образовала вполне" (Profes. 14, 10). Произведения Авзония и Аполлинария Сидония [2], а также их письма позволяют нам более подробно осветить программу обучения в риторических школах. Упоминания имён представителей греческой и римской культуры, цитирование их произведений, литературные заимствования устойчивых словосочетаний, выученных в школе, дают нам возможность выявить каноны в образовательной практике высших учебных заведений гуманитарного профиля, отметить изменения, произошедшие в риторических школах от IV к V веку [3]. В таблице, приводимой ниже, мы указываем имена деятелей античной культуры, известные нашим "респондентам", расположив их в хронологическом порядке, а с помощью знака "+" обозначаем степень осведомлённости Авзония и Аполлинария Сидония с их творениями. Подчёркнутыми являются имена, знакомые обоим галльским аристократам. Представители античной культуры Авзон ИИ Аполлинарий Сидоний Гомер - автор поэм "Илиада" и "Одиссея" (VIII в. до н.э.) + + Гесиод - греческий поэт (VIII - VII вв. до н.э.) + + 7 греческих мудрецов: Солон, Хил он, Клеобул, + + Фалес, Биант, Питтак, Периандр (VII - VI в в. до н.э.) Архилох - греческий лирик (VII в. до н.э.) + 9 лирных певцов: Пиндар, Симонид, Вакхилид, Стесихор, Ивик, Алкман, Анакреонт, Алкей, Сапфо + Подчёркнут ые имена (VII - VI в в. до н.э.) Эзоп - греческий баснописец (VI в. до н.э.) + Пифагор - греческий философ (VI в. до н.э.) + + Эсхил - греческий трагик (VI -V вв. до н.э.) + Софокл - греческий трагик (V в. ............ |