ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ» И СРЕДСТВА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
(на материале произведений А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и У.Шекспира «Гамлет»)
ВЫПОЛНИЛА:
______________________
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
______________________
РЕЦЕНЗЕНТ:
_______________________
Допущена к защите:
Волгоград, 2007
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к определению языка и культуры
§1. Научные подходы к определению терминов «концепт» и «понятие» в современной лингвистике 8
§2. Соотношение понятий «менталитет» и «концептосфера» в трудах лингвистов 13
§3.Своеобразие менталитета носителя русского языка 15
§4. Понятие «языковая личность» 19
§5. Проблема «Язык и Культура» 23
Глава II. Реализация понятия «семья» в русском и английском языках 35
§1. Содержание понятия «семья» и средства его реализации в русском языке 35
§1.1. Анализ системы значений существительных «семья» и «семейство» 35
§1.2. Анализ лексических средств реализации понятия «семья» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 38
§2. Содержание понятия «семья» и средства его реализации в английском языке 50
§2.1. Анализ системы значений существительного «family» («семья») 50
§2.2. Анализ лексических средств реализации понятия «семья» в трагедии У.Шекспира «Гамлет» 54
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Список использованных словарей 73
Введение
В последние годы в отечественном языковедении интенсивно и успешно формируется одно из его направлений – лингвокультурология, возникновение которой обусловлено процессом поступательного развития науки, в частности интегрирования языкознания и культурологи. В самом общем виде лингвокультурологию можно определить как дисциплину, изучающую проявление, отражение и фиксацию культуры в языке, средства и способы кодирования культурной информации [Тарасова 2005:165]. В научной литературе цель лингвокультурологии определяется как исследование и описание «русского культурного пространства сквозь призму языка и дискурса» [Красных 2002:13]. Принятый в нашем исследовании подход ориентирован на сопоставительное изучение русской и английской лингвокультур, позволяющее вскрыть универсальные и национально-специфические черты культурного пространства русской и английской языковой общности. ............