СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломная работа
по специализации "Теория и методика физического воспитания"
Научный руководитель
Кузнецова И.А.
Кемерово
2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 5 1.1. Варианты образования в современной педагогической практике и их анализ 5 1.2. Понятие умственной и физической работоспособности 14 1.3. Влияние учебных нагрузок на изменение умственной и физической работоспособности младших школьников 22 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28 2.1. Задачи исследования 28 2.2. Методы исследования 28 2.3. Организация исследования 32 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33 ВЫВОДЫ 40 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 48
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, приводящие к интенсификации умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся начальной школы. Статистика свидетельствует, что наиболее уязвимым возрастом оказывается тот, на который приходится пребывание в школе. Следовательно, именно школе принадлежит большая роль в формировании и поддержании здоровья учащихся, их психического здоровья (8).
Одним из существенных факторов, к которому должен приспособиться ребенок, - это обучение в школе. Адаптация ребенка к школьному обучению начинается с первого дня посещения школы, поскольку он попадает в новые условия социального существования (коллектив детей, класс, школа, уроки и т.д.). К указанному состоянию присоединяются новые режимные моменты: обязательное посещение школы в определенное время, длительная статическая нагрузка во время урока, сопровождаемая сохранением позы, подавлением желания встать, пройтись по классу или покинуть его. В дальнейшем в процесс приспособления ребенка к школьному обучению у большинства детей поведение и деятельность основных вегетативных систем нормализуется (23).
Хотя работоспособность учащихся и ее динамика в учебном и трудовом процессах изучены довольно подробно, нельзя сказать, что достижения науки известны школьным учителям и используются ими в своей деятельности. Это положение наиболее актуально для современного образования, которому свойственно применение в учебном процессе различных педагогических технологий и новаций, влияние которых на приспособляемость первоклассников к условиям обучения в школе еще недостаточно изучены.
В связи с этим, целью исследования является изучение содержания и организации учебного процесса как фактора сохранения здоровья младших школьников.
Гипотезой исследования явилось следующее предположение. Полагаем, что показатели умственной работоспособности и состояния здоровья детей, обучающихся в школе и в гимназии будут различными из-за действия факторов содержания и организации образовательного процесса.
Объектом исследования является содержание и организация образовательного процесса младших школьников.
Предмет исследования - изменение умственной и физической работоспособности первоклассников.
ГЛАВА I. ............