Часть полного текста документа:Смысл и цели образования детей-сирот в контексте их социальной адаптации . Латышев Олег Юрьювич, кандидат филологических наук, вед. науч. сотр. лаборатории "Школьная медиатека" ИСМО РАО. О том, какой смысл вкладывает общество и государство в образование детей-сирот, в настоящий момент говорится часто. Наша задача - опираясь на существующие философские, научные, законодательные источники, понять, как такое образование способно помочь в конечном итоге выпускнику интернатного учреждения получить достойное место под солнцем, то есть социально адаптироваться. В первую очередь, при определении целей образования мы опираемся на нормы международного права. Так, Конвенция о правах ребенка (Статья 29 "Цели образования") гласит: "Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе; воспитания уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной". Хотя многие и махнули рукой на детей-сирот, говоря о том, что бесполезно их образовывать, как детей при родителях, но мы можем и должны сказать, что установки конвенции в полной мере относятся к рассматриваемой нами социальной группе. Более того, учитывая широкую практику международного усыновления в данное время, мы понимаем, что дети-сироты, уроженцы России, в любой момент могут начать реализовывать свои права, включая право на образование, в любой точке земного шара. В то же время, и вырастая гражданином России, любой из сирот также остается целиком в очерченном конвенцией смысловом пространстве. В свою очередь, российское общество в лице своих передовых представителей разделяет указанные установки в отношении целей образования. Что же касается государственной политики России в сфере образования, то она декларирует следующие цели: Воспроизводства и развития национальной культуры; Воспроизводства статуса государства на мировом рынке; Воспроизводства человеческого капитала в соответствии с потребностями экономики страны; Удовлетворения личной образовательной потребности исходя из особенностей культуры и этапов социализации личности. Из прочитанного мы можем заключить, что социализация (о социальной адаптации речи нет в принципе), отодвинута на "почетное" последнее место, первые же подчас достаточно сложно увязать с установками выше процитированной конвенции. Хотя бы уже в том, что разрыв между понятиями "развития национальной культуры" с одной стороны, и "воспитания уважения к национальным ценностям страны" - с другой, достаточно велик. Можно сказать даже, что они, в лучшем случае, ограничиваются общностью системы ценностей, из которой оба произрастают, однако великое множество звеньев, должных обеспечивать их взаимопреемственность, может так и оставаться никем не просчитанным и нигде не прописанным, вследствие чего и с большим трудом вырабатывается комплекс соответствующих мероприятий, для того, чтобы увязать и то и другое в жизнеспособной образовательной системе. ............ |