Часть полного текста документа:СМЕЖНЫЕ ПРАВА Введение Существуют три типа прав, которые обычно называют смежными правами: право исполнителя произведения на исполнение, право изготовителя фонограммы на фонограмму и право вещательных организаций на радио- и телепередачи. Охрана прав тех лиц, которые помогают создателю произведения интеллектуального творчества распространять его, если оно изначально было предназначено авторами для распространения среди широкой публики, обеспечивается тем правом, которое известно как смежное право, или право, соседствующее с авторским. Донести свое произведение до как можно более широкой аудитории не всегда удается самому автору. Для распространения произведения часто требуется участие посредника. Используя свои профессиональные качества, он может представить произведение в такой форме, которая сделает его доступным для широкой публики. Пьеса должна быть представлена на сцене, песня - исполнена певцом, а затем распространена в виде записей или передана по радио и телевидению. Лица, использующие литературные, художественные или научные произведения для представления их широкой публике, также нуждаются в защите от нелегального использования результатов своего труда. Проблемы, касающиеся категории посредников, очень остро встали в последние несколько десятилетий в связи с огромными достижениями технического прогресса. В начале столетия, например, сценическое воплощение образов актерами заканчивалось вместе с окончанием пьесы, в которой они играли; то же самое было верно и в отношении музыкантов, исполняющих какое-либо произведение. С изобретением звукозаписи, радио, кино, телевидения, видеозаписи и искусственных спутников положение изменилось. Изобретение фонограмм и записывающих устройств оказало значительное влияние на характер профессиональной деятельности артистов-исполнителей. Оно позволило записывать исполнение на магнитных пленках, кассетах, видеопленках и т.д. То, что раньше было локализованным кратковременным исполнением произведения в зале перед ограниченной аудиторией, теперь может использоваться бесконечно перед практически неограниченной аудиторией. Стало возможным не только записывать и воспроизводить звук, но также и репродуцировать записи в больших количествах. С изобретением видеозаписи стала возможной также фиксация подвижных изображений. Исполнение авторов и музыкантов сейчас может быть закреплено в материальной форме, а затем осуществлено повторно. Точно так же изобретение радио и телевидения оказало свое влияние на способы использования произведений. Произведения литературного и художественного творчества авторов сейчас уже доступны не только тем людям, которые смотрят пьесу, слушают оперу или другое музыкальное произведение в театральном или концертном зале, но и аудитории, находящейся далеко за пределами этих залов. По всей стране и даже за рубежом зрители и слушатели могут принимать трансляцию драматического или музыкального представления в своих собственных домах или в общественных местах, например в ресторанах и отелях. Внедрение различных технологических новшеств сделало возможным репродуцирование сценических представлений и концертов и их осуществление без присутствия самих артистов, причем пользователям уже не требуется каждый раз заключать соглашения с исполнителями. ............ |