Часть полного текста документа: Борисовский B. В. СЛОВО И ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНИ Светлой памяти Георгия Васильевича Чефранова посвящается. В начале было Слово... Уже в глубокой древности человек пытался определить и понять причины, вызывающие то или иное явление. В наше время многим кажется, что можно понять и объяснить любое явление не только в технике, но и в жизни. Задача исключить всякие сомнения в такой возможности была, до недавнего времени, чуть ли не главной в нашем воспитании и образовании. Видимо поэтому у нас выработалась стойкая аллергия к разговорам на мировоззренческие темы, будь то религия, философия или идеология. Разговоры на эти темы в любой кампании считаются признаком дурного тона, а всякое публичное выступление объясняют материальной или какой то другой выгодой. Поэтому студенты технических специальностей изучение т. н. общественных наук и особенно обязательную сдачу экзаменов считают совершенно не нужной тратой времени - данью идеологизации нашей системы образования. Так думал и автор этих строк, пока не обнаружил (в 1970 г.) мировоззренческую несостоятельность исторического материализма в его исходном положении о первичности труда по отношению к сознанию. Тогда для него стала очевидной безответственность тех, кто занимается своими проблемами, не принимая во внимание плодящиеся идеологические концепции. Ответственными за беды многих поколений следует считать не только тех, кто распространял порочные идеологии и паразитировал на них, но и тех, например, кто еще при жизни авторов исторического материализма и позже мог, но публично не доказал несостоятельность истоков этой идеологии и, следовательно, ее основных выводов. Ведь создатели истмата утверждали, что ими создана наука, объясняющая прошлое, настоящее и предсказывающая будущее. А уже в то время были известны принципы, составляющие основы научного подхода к любой проблеме. Именно научный подход, строгость рассуждений и выводов стали базой промышленной революции с начала прошлого века. Теперь представьте себе, по какому пути пошло бы развитие истории, если бы несостоятельность истмата в его основах и выводах была бы широко известна сразу после его создания. Но историю не изменить. Сейчас мы являемся свидетелями экономического краха коммунистической системы и даже далекому от тонкостей философии очевидна несостоятельность истмата, как идеологии. Эту несостоятельность все более убедительно демонстрировала неэффективность экономических систем, создаваемых по рецептам создателей истмата (отсутствие конкуренции и плановое хозяйство). Однако в чем эта несостоятельность, во времена СССР не ставили вопрос, боясь за крепость устоев власти. Не ставят такой вопрос коммунисты и сейчас, хотя бы для того, чтобы понять причины произошедшего в нашей стране. В чем же состоит несостоятельность истмата, как приложения диалектического материализма к человеку, обществу и истории? Создатели истмата обосновывали его научность открытием прибавочной стоимости и материалистическим пониманием истории. Однако из этих положений, ни кем, кроме приверженцев религии, не оспариваемых, вовсе не следуют главные выводы истмата, приведенные в "Манифесте коммунистической партии", о делении общества на классы, классовой борьбе и исторической победе пролетарской революции. ............ |