ИРИНА УЛЬЕВА
Словарь ошибок вокальной педагогики
Словарь посвящен наиболее острым проблемам вокальной педагогики и предназначен для профессиональных певцов и всех истинных любителей классического пения.
Предисловие
При составлении настоящего словаря автор исходил из того, что существует мировая эталонная школа вокального искусства. Эта школа за последние столетия вобрала в себя все наиболее эффективные способы и приемы постановки и развития певческого голоса. (Сомневающимся автор рекомендует обратиться, например, к работам Л.К.Ярославцевой.)
Проблема заключается в том, что на практике вокальным педагогам, к сожалению, не удается обойтись без ошибок, неточностей и заблуждений.
В данном словаре автор, на основе своего многолетнего педагогического опыта, выражает свою точку зрения на спорные вопросы вокальной педагогики.
Обратимся к истории возникновения мировой вокальной школы.
В 1803г. в Парижской консерватории был создан первый учебник, где присутствовало ошибочное направление болонской итальянской школы, утверждавшее, в частности, что самая удобная гласная – А, самая трудная – У; низкие мужские и женские голоса имеют 2 регистра. Это не значит, что эта школа была слабой. Нет! Просто, итальянцам не хотелось делиться своими секретами.
В дальнейшем, в связи с активными разработками французского певца–реформатора, профессора сольной кафедры Ж. Дюпре, итальянцы забеспокоились и на каждое его указание провозглашали: "Мы всегда так пели!". В Парижской консерватории работали и итальянские педагоги, вносившие свой вклад в развитие педагогической мысли.
В это же время в Париже активно работал Мануэль Гарсия–сын. Он приветствовал все передовые положения Дюпре (они присутствуют в его Школе). Но Гарсия выбрал другое направление – научное. Движение в голосе. Механика. Механические приемы: ступенька, пружина, прыжки, взлеты… Певец – спортсмен! Механику певцы открыли сами в XVIII веке в свободных голосовых импровизациях. Глубина нижнего регистра активно влияет на весь голос, так как увеличивает диапазон и, при умении, – мобильность певца. Так, в "Арии Абигайль" Верди есть прыжки: С2 – С3 – С1, а в "Каватине Пажа" Мейербера – взлет ступенчатый от С1 до С3 (с поддержкой и без поддержки). Механику разрабатывал и профессор Мазетти, что видно из его упражнений.
Что главное в классическом пении?
- Высокая позиция.
Что обеспечивает движение звуковой волны?
- Прикрытие (гласная У) – гибкость звуковой волны (по Дюпре) и активность дыхательных мышц (по Гарсия).
Движение в пространство "от себя" дает маэстро Барра (неаполитанская школа). Это сильная итальянская школа от XV века строит голос логично и быстро. Родство ее со Школой Гарсия очевидно.
Великий тенор Карузо увлекался методикой Гарсия, но на практике – споткнулся. Ошибочное его мнение о том, что "методик много", – следствие отсутствия педагогического опыта.
Индивидуальность – вещь серьезная, но не настолько, чтобы поколебать устои мировой вокальной школы.
"Проблема "технологии" пения сложна. Здесь океан противоречий", – пишет профессор О. В. Далецкий.
Часто бывает, что ученые, певцы–профессионалы и начинающие певцы говорят на разных языках. ............