Часть полного текста документа:Слонимский Михаил Р. Мессер Слонимский Михаил Леонидович (1897-) - советский писатель. Р. в семье литератора-журналиста. В 1915 окончил Ларинскую гимназию в Петербурге. Пошел добровольцем на фронт. 1917-1918 - начало журналистской работы. С 1919 - первые литературные опыты (рассказ "Поручик Архангельский"). Первая книга С. - "Шестой стрелковый" (рассказы 1921-1922) - книга об империалистической войне, о ее бессмыслице. С. стремится понять механику войны. Ему несвойственна трактовка войны как стихии. Ужасы военного разгрома описаны с невозмутимым спокойствием. Батальные сцены даны, как в военном рапорте: "Война - шахматная доска". Тем не менее пацифистский страх - страх перед обезличиванием людей войной свойственен С. Но пацифизм С. - это пацифизм революционизирующейся в ходе войны мелкобуржуазной интеллигенции, идущей за пролетариатом. Будучи выражением буржуазной идеологии, пацифизм этот отличается от пацифизма ремарковского типа. У Ремарка война - мистическая тайна, особая бытовая среда, сглаживающая классовые противоречия. У С. война - тупая машина, необходимо взорванная революцией. Литературная среда раннего С. - группа "Серапионовы братья" . Но раннему С. однако не свойственен орнаментализм речи и сюжета, который выдвигался теоретиками группы в качестве основного признака стиля. Сюжет у С. выравнивается в ряд математически-строгих линий, причинно связанных начиная с ранних рассказов о мелком человеке, о советских буднях. Так, в рассказе "Машина Эмери" каждый поворот запутанного хода личных перипетий героев подчинен идее: "механизировать все, кроме мысли". В рассказе "Начальник станции" мешанина событий подчинена формуле "одна идея убивает другую", и даже анекдотическая "Сельская идиллия", история "поражения небесным громом" сельских коммунистов и опереточной контрреволюции, разработана как борьба умного порядка с "организованной бессмыслицей". Четкий сюжет, ровное, сдержанное, слегка ироническое повествование - эти черты присущи С. Тема романа "Лавровы" (1924) - расслоение интеллигенции. Герой романа - Борис Лавров - стремится понять сущность революции. Революция особенно резко противопоставлена войне и понята как логически выверенное искусство организовать восстание. Лично Лавровым она осознана еще не как классовая практика, а как "деятельность теоретическая". Найти свое место в пролетарской революции - значит решить ее собственные судьбы, так думают Лавров и сам С. "Мелкий человек в революции" - тема романа "Средний проспект" (1927). В творчестве ряда советских писателей первого периода нэпа результатом буржуазных влияний явилась идеализация "мелкого человека". С. был в числе передовых советских писателей, стремившихся уже в восстановительный период опереться на социалистическое содержание действительности. С. пытается разоблачить мещанскую стихию. Одни герои, и им сочувствует С., рвут с мелкобуржуазным прошлым и приходят к революции, другие оказываются в лагере ее врагов. Однако и здесь разоблачение мещанства сосредоточено на том, что думает о себе сама мелкая буржуазия, а не на вскрытии объективного смысла ее классовой практики. Вопросы самоопределения разных групп мелкой буржуазии в революции и в этом романе решают судьбы самой революции. Лаконизм, компактность изобразительных средств отличают роман. ............ |