Часть полного текста документа: В распоряжении сотрудников, осуществляющих отбор персо- нала, имеется целый ряд разнообразных методов и приемов ко- торые компонуются в "пакет методов" в зависимости от особен- ностей конкретного рабочего места, на которое претендуют со- искатели. Перечислим основные методы отбора персонала для принятия окончательного решения. | (1) Оценка документов соискателя, в первую очередь: заявле- ния о приеме на работу, автобиографии, документов об образова- нии, пробных работ, рекомендаций, фирменного опросника. (2) Методы тестирования и проверки: тесты на способность к конкретным видам работ, психологические тесты (например, тест личности, тест интеллектуального уровня), метод "Assesment Center", под которым понимается комплексный, стандартизиро- ванный метод выявления и оценки различных способностей со- искателей, при котором соискатели разбиваются на группы (обычно по 6-8 человек) и совместно проходят разнообразные, как правило многодневные, многокритериальные программы тестирования. (3) Собеседование (интервью) с соискателем. (4) Испытательный срок. Таким образом, отбор персонала представляет собой много- этапный процесс (ил. 15). Оценка документов соискателей и при необходимости дополнительной информации о них служит пред- варительному отбору. Прошедшие его соискатели подвергаются затем, на втором этапе отбора, проверке путем непосредственно- го контакта с представителями организации, например в ходе собеседования. Признанных подходящими для работы в органи- зации соискателей после этого нанимают на работу, как правило, на испытательный срок, по завершении которого принимается окончательное решение. 12. Квалификация сотрудников и ее повышение 12.1. Развитие персонала путем повышения квалификации 12.1.1. Понятие "повышение квалификации" Профессиональное образование включает в себя два этапа: первичную профессиональную подготовку и последующее углуб- ление, расширение и дополнение ранее приобретенной квали- фикации. Учебные процессы после окончания первой фазы образова- ния обобщенно называются повышением квалификации. При этом 140 в зависимости от преследуемых целей выделяются различные ва- рианты повышения квалификации, в соответствии с которыми приобретенная ранее квалификация должна быть или сохранена, или углублена и расширена, или приведена в соответствие с из- менившейся обстановкой, или доведена до уровня, требуемого для работы на новой, более высокой должности. Иногда о повышении квалификации говорится только в тех случаях, когда речь идет об организованных учебных процессах или учебных занятиях. Подобная узкая трактовка в нашем случае нецелесообразна. Понятие "повышение квалификации" исполь- зуется в более широком значении, т.е. данный процесс включает в себя и учебу на рабочем месте, и самостоятельно организован- ную учебу, например чтение специальной литературы, обмен опытом, посещение выставок. В ряде случаев повышение квалификации трактуется как си- ноним развития персонала. Это тоже неоправданно. В соответст- вии с доминирующим представлением под развитием персонала понимается всеобъемлющая концепция стимулирования и ис- пользования человеческих ресурсов фирмы, и, значит, повыше- ние квалификации является одним из важных элементов разви- тия персонала. 12.1.2. ............ |