Часть полного текста документа:Скабичевский Александр В. Гебель Скабичевский Александр Михайлович (1838-1910) - литературный критик, историк литераторы. Сын мелкого чиновника. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского ун-та. В литературе выступил в 1859 со статьей о "Записках охотника" Тургенева. Кратковременно участвовал в "Современнике" (1866); с 1868 - постоянный сотрудник "Отечественных записок" вплоть до запрещения журнала (1884). В 90-900-х гг. С. эпизодически писал в "Русском богатстве" (1880), в "Устоях" (1882), также в "Русской мысли", "Новом слове" (народная редакция) и др. изд. Вел критические фельетоны под псевдонимом "Заурядного читателя" в "Биржевых ведомостях", сотрудничал в "Русских ведомостях" и "Новостях" (1884-1904). Пережив свою популярность 70-80-х гг., С. умер всеми забытый. С. выступил выразителем взглядов и настроний той группы мелкобуржуазной демократической интеллигенции, которая, начав с сочувствия революционной демократии в лице Чернышевского и Добролюбова, шла навстречу легальному народничеству, а впоследствии вместе с ним деградировала к умеренно-буржуазному либерализму. Как литературный критик Скабичевский никогда не имел прочного и глубокого философского фундамента, всё же наибольшее влияние оказали на него Огюст Конт и Бокль. Считая вслед за Контом, что в прогрессе знания заключается движущая причина исторического развития, С. полагал, что условия быта, среды, эпохи оказывают значительное влияние и ограничивают "правильный" контовский закон. Отталкиваясь от идеалистической классической философии (Шеллинг, Гегель), С. выступал как сторонник "реалистической позитивной философии", основанной "на началах индуктивных исследований". Как сторонник позитивизма С. противопоставлял идеалистической дворянской эстетике с ее "метафизическими умствованиями о прекрасном" метод индуктивного творчества, основанный на изучении, анализе и обобщении. В этом отношении он вслед за Добролюбовым проводил параллель между деятельностью художника и ученого. С. неоднократно подчеркивал значение художественной формы в связи с задачами реального искусства, конечной целью которого считал народность. Однако самую форму понимал примитивно, гл. обр. обращая внимание на максимальную доступность и понятность. Вслед за Добролюбовым С. считал реализм высшей формой искусства по сравнению с романтизмом и "близорукой поэзией натурализма". - Однако в самом понимании сущности реального искусства Скабичевский глубоко расходился с критиками "реальной школы", обнаруживая субъективистский характер своей точки зрения. Для него реальное искусство сводится не к отражению объективной действительности, и "приговору" над ней, а лишь "к рефлектированию" впечатлений посредством образов ("Беседы о русской словесности"). В этом "рефлектировании" художник, по С., должен был сохранять возможное беспристрастие. Так. обр. отчетливо выступают глубокие расхождения С. с представителями революционно-демократической критики по вопросу партийности искусства, которую он категорически отрицал, считая, что "обсуждение и решение каких-либо вопросов жизни не дело искусства". Выступая против положения Чернышевского и Добролюбова о "служебной роли искусства", С. снижал политический характер и публицистическую заостренность критики. ............ |