Часть полного текста документа:Ситуативная мотивация и ее исследования Уровень притязаний и мотивация достижения. Изучается в школе Курта Левина. Деятельность, поведение человека определяется его внутрипсихологическими потребностями и мотивами. Поэтому, по мнению Левина психология должна изучать закономерности формирования и проявления мотивов. Первоначально он понимает источник мотивации не внутри субъекта, но и не вовне, а во взаимодействии субъекта с объектом. Теория поля. Всеобщая мотивационная значимость отражаемых явлений. Он отходит от детерминизма "стимул-реакция". Гештальтпсихологическое объяснение механизмов поведения. В нем должны учитываться вся совокупность факторов, которые отражаются субъектом, представлены ему. Человек находится (в каждый момент времени) под влиянием целой системы актуализированных мотивационных отношений и побуждений, которые вследствие своего взаимодействия составляют мотивационное поле, которое динамично и гибко определяет как достигаемые им цели, так и способы их достижения. Формально поведение человека определяется двумя факторами: V(поведение) = ? (Р,U) P - личностные факторы - мотивационные факторы, инстинные потребности и квазипотребности U - факторы окружающей среды. Мотивационные переменные личности делятся на истинные и квазипотребности, которые возникают в ситуации, т.е. при выполнении задания. Потребность - это результат взаимодействия внешнего с внутренним. Истинные потребности - устойчивые, длительно существующие напряжения, которые стремятся к разрядке в поведении, возникающие вне зависимости от ситуации (физиологические потребности). Как только человек оказывается в какой-то ситуации, то у него возникает квазипотребность (ситуативная мотивация) - это поставленная экспериментатором и принятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить или потребность в завершении начатого действия). Квазипотребность - напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению) - эксперименты по прерыванию действия - потом возвращение к его выполнению (эксперимент Зейгарник по незавершенным действиям). Закономерности протекания истинных и квазипотребностей одни и те же. Ситуация - целостное представление субъекта о том окружении, в котором он находится в настоящий момент. Поведение субъекта происходит не в объективной ситуации, а в той, какой он ее имеет в своем воображении - наше знание об объекте - субъективное... Предметы в окружающем мире имеют валентность - побудительная сила предмета (притягательность, отталкиваемость, требовательный характер объекта - в сказке об Алисе пирожок кричит: "Съешь меня!", пузырек кричит: "Выпей меня!"). Валентность объектов возникает в момент появления у субъекта квазипотребности. От субъекта к объекту начинают исходить силы (притяжения или отталкивания). Валентность - характеристика величины силы притяжения или отталкивания. Притяжение: 1) Объекты, имеющие статус цели; 2) Способствующие достижению цели. Отталкивание: объекты, препятствующие достижению цели. Поведение строится исходя из всех динамических соотношений данной ситуации. ............ |