Часть полного текста документа: СОДЕРЖАНИЕ 1 Введение 3 2 Законодательные и административные меры для регулирования вопросов защиты информации 5 3 Технические и программно-математические методы защиты информации 8 4 Методы защиты информации и их главные недостатки: 10 5 Заключение 13 6 Список литературы 14 Введение Данная работа представляет собой сокращенный, актуализированный с учетом ряда происшедших за последний период изменений, вариант учебного пособия книги "Организация безопасности в области защиты информации", опубликованной в 1998 г. в МИФИ. Не проходящий и не снижающийся интерес к этой проблематике, объясняется тем, что происходящие в стране процессы существенно затронули проблему организации системы защиты информации во всех ее сферах - разработки, производства, реализации, эксплуатации средств защиты, подготовки соответствующих кадров. Прежние традиционные подходы в современных условиях уже не в состоянии обеспечить требуемый уровень безопасности государственно значимой и частной конфиденциальной информации, циркулирующей в информационно-телекоммуникационных системах страны. Существенным фактором, до настоящего времени оказывающим значительное влияние на положение дел в области защиты информации, является то, что до начала 90-х годов нормативное регулирование в данной области оставляло желать лучшего. Система защиты информации в нашей стране в то время определялась существовавшей политической обстановкой и действовала в основном в интересах Специальных служб государства, Министерства обороны и Военно-промышленного комплекса. Цели защиты информации достигались главным образом за счет реализации принципа "максимальной секретности", в соответствии с которым доступ ко многим видам информации был просто ограничен. Никаких законодательных и иных государственных нормативных актов, определяющих защиту информационных прав негосударственных организаций и отдельных граждан, не существовало. Средства криптографической защиты информации использовались только в интересах государственных органов, а их разработка была прерогативой исключительно специальных служб и немногих специализированных государственных предприятий. Указанные предприятия строго отбирались и категорировались по уровню допуска к разработке и производству этих средств. Сами изделия тщательно проверялись компетентными государственными органами и допускались к эксплуатации исключительно на основании специальных заключений этих органов. Любые работы в области криптографической защиты информации проводилась на основании утвержденных Правительством страны специальных секретных нормативных актов, полностью регламентировавших порядок заказа, разработки, производства и эксплуатации шифровальных средств. Сведения о этих средствах, их разработке, производстве, и использовании как в стране, так и за рубежом были строго засекречены, а их распространение предельно ограничено. Даже простое упоминание о криптографических средствах в открытых публикациях было запрещено. В настоящее время можно отметить, что правовое поле в области защиты информации получило весомое заполнение. Конечно нельзя сказать, что процесс построения цивилизованных правовых отношений успешно завершен и задача правового обеспечения деятельности в этой области уже решена. Важно другое - на мой взгляд, можно констатировать, что уже имеется неплохая законодательная база, вполне позволяющая, с одной стороны, предприятиям осуществлять свою деятельность по защите информации в соответствии требованиями действующих нормативных актов, а с другой - уполномоченным государственным органам на законной основе регулировать рынок соответствующих товаров и услуг, обеспечивая необходимый баланс интересов отдельных граждан, общества в целом и государства. ............ |