Часть полного текста документа:Система воеводского управления в освещении историков-сибиреведов Ананьев Д. А. Одним из важнейших участников процесса освоения русскими Сибири было государство, наблюдавшее и направлявшее ход колонизации через разветвленную административную систему, созданную вскоре после масштабного вторжения русских за Урал на рубеже XVI-XVII вв. Ключевым звеном этой системы с самого начала стала "общая для государства система местного воеводского управления"[1], устанавливавшаяся в Сибири по мере вхождения в состав России ее отдельных областей. Изучение сибирской истории невозможно без всесторонней оценки системы управления, но в этом случае историки-сибиреведы сталкиваются с проблемами, поставленными исследователями в работах по истории российской государственности и ее административных учреждений. В полной мере это относится и к истории возникновения и развития системы воеводского управления, просуществовавшей с конца XVI в. до 1775 г. В историографии не освещается начальный этап ее формирования, относящийся ко второй половине XVI в., когда состоялся переход от системы наместников-кормленщиков к новому типу государственного аппарата, основанному не на кормлениях, как форме натурального обеспечения служилых людей "по отечеству", а на выплате денежного жалованья. В сущности, это следствие слабой изученности последствий земской реформы 1555-1556 гг., в ходе которой власть сделала ставку не только на развитие самоуправления, но и на усиление централизации административной системы, создав, по определению современного исследователя Е. Вершинина, "условия большей зависимости служилых людей от центральной власти"[2]. На данный пробел в историографии указывал А. Зимин еще в 1960 г., но, как считает Вершинин в монографии, посвященной воеводскому управлению Сибири в XVII в., "до сих пор отмеченная А. А. Зиминым проблема не получила своего конкретно-исторического исследования"[3]. Без устранения этого пробела невозможно получить полное представление об условиях, сделавших возможным повсеместное распространение воеводской власти в последующие десятилетия. С указанной историографической проблемой связан и вопрос о сущности воеводской власти, решение которого было предложено отечественной исторической наукой уже в XIX в. в работах представителей "государственной школы". По мнению Б. Чичерина, А. Градовского, И. Андреевского, возникновение и утверждение воеводского управления на окраинных землях (в Казани, Астрахани, Сибири) было обусловлено потребностью государства в сильных представителях, в равной мере способных решать военные задачи и обеспечивать в необходимом объеме поступление в казну доходов с присоединенных территорий[4]. Выводы вышеназванных историков повторяют аргументацию чиновников Сибирского приказа, сохранившуюся в документах конца XVII в. (она, кстати, приведена в монографии М. Акишина). В ответ на предложение о распространении городской реформы 1699 г. на территорию Сибири, руководство Сибирского приказа сообщило, что "во всех сибирских городах без воевод... править никоими мерами невозможно, так как они организуют сбор и доставку в Москву ясака - главной статьи дохода казны в Сибири", и что "если воевод в Сибири "отставить", то... аборигены перестанут платить ясак и могут учинить над русскими какой-нибудь "злой умысел""[5]. ............ |