Часть полного текста документа:Система творческих работ учащихся в 5-6-х классах Ирина Сиполс школа №1280 Москва Программа литературного образования МИРОС рассматривает самостоятельную творческую деятельность ученика как определяющий компонент литературного образования. Особую роль творческие работы играют на начальном этапе, то есть в 5-6-м классах, когда аналитический подход к литературному произведению только формируется и доступен ещё не каждому ученику. В этом возрасте ребята очень гордятся своими собственными сочинениями, с удовольствием называют себя поэтами и писателями, поэтому задания творческого характера помогают учителю литературы формировать ситуацию успеха на уроках, стимулируют развитие интереса к литературе, помогают постигать мир художественного произведения писателя-классика. Творческие работы учеников 5-6-х классов условно можно разделить на две группы: 1. Собственно творческие, то есть работы, предполагающие сочинительство, написание произведения определённого жанра с художественным его оформлением и обработкой. Так, в самом начале 5-го класса при изучении авторской волшебной сказки, в результате постепенного вхождения в мир героев сказок Пушкина, Перро, Андерсена и других, разговоров о мотивах поступков этих героев, по мере постижения законов сюжетостроения и способов выражения авторской воли ребята придумывают героев и выстраивают действие своих будущих сказок. Эта предварительная работа заканчивается "изданием" собственных сочинений и праздником сказки и сказочников. Последующая работа в блоке "Миф и сказка" заканчивается написанием подражания мифу в духе Р. Киплинга. Это задание вызывает большой интерес, поскольку дети очень любят всё объяснять: это делает их взрослее, старше в собственных глазах. Отдельные ученики справляются и с гораздо более сложным жанром былины, которая пишется на злобу дня (на бытовые сюжеты, сюжеты из школьной жизни) и является уже не просто стилизацией, но и порой носит пародийный характер. По мере прохождения программы 5-го класса учащиеся пробуют себя в роли баснописцев-моралистов, а некоторое время спустя с удовольствием сочиняют "чушь" и "чепуху", подражая Д. Хармсу. В 6-м классе подобные творческие работы будут усложняться. Их связь с литературным источником становится более глубокой: уже не жанровая природа произведения является примером для подражания, а темы, проблемы, поднятые автором, эпизоды, ситуации, в которые попадают герои изучаемых произведений, становятся материалом для собственного творчества. И наконец, стиль писателя, стиль произведения (а именно изучение стиля является стержнем программы 6-го класса), объективное (реалистическое), субъективное (романтическое) изображение жизни питает ученическое творчество. Так, после второго блока ("Связь стиля повествования с жизненным материалом и образом автора") ученики пишут: "Монолог раненой птицы", "Рассказ щенка о незаслуженной обиде", "Воспоминания Курочки Рябы о старике и старухе". После прочтения пушкинской повести "Станционный смотритель" шестиклассники пробуют себя в роли "блудного сына" или "блудной дочери" - "Письмо блудной дочери/сына". ............ |