Часть полного текста документа:Система Станиславкого. Тайна вдохновения Однажды, когда репетиция очередной постановки в Художественном театре не клеилась , когда актеры выходили на сцену пустыми, без всякого душевного подъема с потухшими глазами. Константин Сергеевич Станиславский задумался о природе актерского творчества, о том что принято называть вдохновением. Что же означает это слово? В "Толковом словаре " Даля оно объясняется так: "Высшее духовное состояние и настроение: восторженности, сосредоточение и необычайное проявление умственных сил". К сожалению, такое состояние приходит к человеку, художнику, по неведомым причинам, в неожиданное время и отнюдь не по заказу. В русском театре прошлого века символом артиста, игравшего исключительно на порывах вдохновения, навсегда остался легендарный Павел Молчанов. Когда он был в "Ударе" - играл великолепно, исторгал у слушателя слезы, потрясал всех. Но современники вспоминают, что иногда Молчанов играл из рук вон плохо: это значило, что вдохновение в тот вечер его не посетило. Станиславский задумал открыть тайну вдохновения, его загадку, потому что в искусстве актера эта тайна имеет особое значение: полагаться на одно вдохновение - слишком ненадежно и рискованно. Живописец становиться к мольберту и трудится над своим полотном, когда чувствует, что пришло вдохновение. Композитор набрасывает на нотные лиcты новое сочинение, когда звуки, мелодии, ритмы складываются в его сознании в стройную систему. С актером дело обстоит иначе. Вдохновение должно прийти к нему не само по себе и, скажем, не среди ночи и не во время отпуска, на берегу моря или реки, в определенный час, когда звенят в театре звонки, рассаживаются в креслах зрители "и, взвившись, занавес шумит", по выражению Пушкина. Следовательно, свое вдохновение артист должен уметь вызывать сам, по своей воле и усмотрению. А значит, должны существовать способы пробуждать в себе душевный подъем, чувство восторга перед предстоящей работой, достигать высшего проявления умственных, душевных и творческих сил. Ну, а все же, что делать, если вы сегодня плохо себя чуствуете? Если болит голова или зуб? Если с кем-то поссорились и настроение-хуже некуда? Как быть? В результате многолетних исканий, размышлений и трудов Станиславский и создал всою знаменитую "систему" воспитания актера-теорию и метод артистической техники. Что значит техника в применении к таланту? Совершенствование пластики, голоса, дикции, мимики, жеста, слуха. Постоянный, повседневный труд. Пианист репетирует ежедневно по многу часов-тогда он способен выступить в концерте с блеском. Танцовщик тренируется каждое утро подолгу-только тогда тело будет послушно им на сцене. А некоторые драматические актеры думают, что для них этот закон не писан. В свободное от спектаклей и официальных репетиций в театре время, они считают себя "свободными" от искусства. Они теряют профессионализм. Публика постепенно теряет к ним интерес. Свою систему Станиславский не "придумал". В течение многих лет он наблюдал за творчеством выдающихся актеров, изучал их работу на подмостках и за кулисами. Беседовал со многими из них. Система Станиславского долгое время выверялась в Московском Художественном театре и его студии, пока не стала достоянием театров нашей страны и многих стран мира. ............ |