Министерство образования Ставропольского края
Педагогический колледж г. Железноводска
ПЦК русского языка и литературы
Выпускная квалификационная работа
Тема Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов
Специальность: 0312 «Школьное образование»
Руководитель (фамилия, имя, отчество; должность):
Саенко Татьяна Петровна, преподаватель русского языка и литературы.
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Основные принципы и проблемы русской орфографии
1. Основные принципы русской орфографии
2. Классификация орфографических трудностей русского языка
3. Причины орфографической безграмотности
ГЛАВА II Вопрос методики преподавания орфографии русского языка
1. Грядущая реформа русской орфографии
2. Проблемы изучения орфографии в начальной школе
3. Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»
4. Обобщение опыта работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
ГЛАВА III Исследование уровня орфографических навыков учащихся начальной школы
1. Описание методики исследования и процедуры её проведения
2. Анализ и обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Тема данной выпускной квалификационной работы “ Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов” выбрана не случайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, несомненно, с этим нужно бороться. Методисты и преподаватели предлагают новые методики, способы обучения подрастающего поколения; учеными разрабатывается реформа орфографии поэтому тема интересна и увлекательна.
Слово "орфография “ образовано от греческого orthos – прямой, правильный и grapho – пишу. Правописание. Орфография – это исторически сложившаяся система правил и написаний, которую принимает и которой пользуется общество. Если написание в слове или между словами может быть изображено различными графическими знаками (двумя – тремя), то на выбор знака влияет орфографическое правило, устанавливающее только один вариант как правильный. Т.е. орфография обеспечивает однообразное написание в тех случаях, где возможны варианты, что значительно облегчает восприятие письменной речи.
Цель орфографии – служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение – точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли.
Значение орфографической грамотности рассматривают с позиции социальной: как часть общей культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности, а также рассматривают в речевом и функциональном аспектах как средство решения речевых задач.
Соблюдение принятых правил говорит о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и даже печатных изданий.
В работе освещаются вопросы:
- основные принципы русской орфографии;
- различные классификации орфографических трудностей русского языка;
- причины орфографической безграмотности;
- грядущая реформа русской орфографии;
- проблемы изучения орфографии в начальной школе;
-развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»;
-обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника;
Объект исследования – методика изучения орфографии.
Предмет исследования – методика и приемы работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов.
Цель данной работы – определить особенности методики преподавания орфографии для преодоления трудностей в изучении данного раздела.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
- изучить материал о грядущей реформе русской орфографии;
-выявить, с чем связаны трудности при изучении орфографии младшими школьниками и рассмотреть их различные классификации.
-проанализировать методическую, педагогическую литературу по данному вопросу;
-на основании практической работы по проблеме выявить уровень орфографических навыков у младших школьников, показать перспективу работы в направлении повышения орфографической зоркости учащихся.
В работе используются методы:
a. Теоретический уровень: метод теоретического анализа, синтеза, обобщенной конкретизации, метод сходства и различия, метод сравнения.
b. Эмпирический уровень:
– анализ продуктов деятельности младших школьников;
– включенное, сплошное, частично-косвенное наблюдение;
– применение системы упражнений по формированию орфографических навыков у учащихся начальных
Рассматривается и доказывается гипотеза: «Систематическое использование методик для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе способствует повышению орфографической грамотности».
Исследование проводилось в начальной школе №1 г. ............