Часть полного текста документа:СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ Конструктивные особенности. На всех рассматриваемых двигателях системы охлаждения жидкостные, закрытого типа, т. е. сообщаются с атмосферой только через специальные клапаны при определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и охлаждении в системе имеется расширительный бачок. Составными элементами системы охлаждения являются рубашка охлаждения блока и головки цилиндров, радиатор, расширительный бачок, вентилятор, жидкостный насос, термостат и патрубки (рис. 1) Радиатор 16 (рис. 1, а) на двигателе ВАЗ-2108 в отличие от радиатора 16 двигателя ВАЗ-2105 (рис. 1, б) разборный. Он состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков 15 и 20 (см. рис. 1, а), сердцевины 22, изготовленной из ребристых алюминиевых пластин 18 и горизонтальных трубок 17. На правом бачке установлены датчик 79 для включения и выключения электродвигателя 13 вентилятора 23 и сливная пробка 21 радиатора. В целях улучшения циркуляции жидкости и теплоотдачи в левом бачке имеется перегородка. Радиатор заполняется охлаждающей жидкостью из расширительного бачка 8 по шлангу 7 через термостат 6. Расширительный бачок изготавливается из полупрозрачной пластмассы. Верхний патрубок бачка шлангом 11 постоянно соединен с патрубком радиатора, что предупреждает образование паровых пробок. Нижний патрубок бачка шлангом 7 соединяется с дополнительным патрубком термостата 6. Заливная горловина бачка герметически закрыта пробкой (рис. 2). В пробке расширительного бачка помещаются два клапана: выпускной (паровой) клапан 4, который открывается при избыточном давлении в системе охлаждения до 20 кПа и выпускает часть паров в атмосферу; впускной клапан 2 (воздушный), который открывается при понижении давления в системе до 95 - 86 кПа (разрежение) вследствие остывания или слива жидкости и пропускает в систему охлаждения атмосферный воздух. Вентилятор 23 (см. рис. 1, а) имеет четыре лопасти и привод от электродвигателя 13. Включение и выключение электродвигателя во время работы двигателя происходят автоматически при помощи датчика 19, установленного в правом бачке радиатора, в зависимости от температуры ох- Рис. 1. Система охлаждения двигателей: а-ВАЗ-2108; б-ВАЗ-2105; / - подводящая труба насоса; 2 - шланг отвода охлаждающей жидкости к карбюратору; 3 - выпускной патрубок головки цилиндров; 4 - патрубок подвода жидкости к отопителю; 5 и 27- шланги отвода жидкости соответственно от блока подогрева карбюратора и от отопителя; 6 - термостат; 7и 11 - шланги соответственно от бачка к термостату и от бачка к радиатору; 8 - расширительный бачок (компенсационный); 9 - пробка расширительного бачка; 10 и 12 - соответственно отводящий и подводящий шланги радиатора; 13 - электродвигатель; 14 - кожух вентилятора; 15 и 20 - бачки радиатора; 16 - радиатор; 17 - трубки; 18 - охлаждающие пластины; 19 - датчик включения и выключения вентилятора; 21 - сливная пробка; 22 - сердцевина радиатора; 23 - вентилятор; 24 - жидкостный насос; 25 - ремень привода жидкостного насоса; 26 - патрубок отвода жидкости из отопителя салона кузова; 28 - рубашка охлаждения; 29 - пробка радиатора; 30 - ремень привода вентилятора и жидкостного насоса лаждающей жидкости, которая поддерживается в пределах 85 - 95 °С, путем включения и выключения электровентилятора. ............ |