Практическая работа
Задача 1
Проведите анализ основных показателей образования в России за последние годы.
Решение.
Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образование и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
- общеобразовательные (основные и дополнительные);
- профессиональные (основные и дополнительные).
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
"бакалавр",
"дипломированный специалист",
"магистр".
Формы получения образования: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Основной задачей дополнительного образования в пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста.
На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:
- профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;
- состояние материально-технической базы обучения;
- программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;
- качество преподавательских кадров;
- финансовое обеспечение;
- качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;
- приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;
- конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.
Основные показатели образования в Российской Федерации
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Валовая добавленная стоимость, созданная в образовании:
млрд. руб. 75.9 83.1 106.4 148.4 200.9 280.3 318.5 400.8 494.7 645.6 в процентах от ВВП 3.2 3.2 2.2 2.0 2.2 2.6 2.4 2.4 2.3 2.4 Среднегодовая численность занятых:
тыс. чел. 6019 6033 6032 5979 5954 6037 6092 6125 6039 6196 в процентах от среднегодовой численности занятых в экономике 9.3 9.5 9.4 9.3 9.2 9.2 9.2 9.2 9.0 9.0 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата:
руб. 616.6 662.6 888.3 1240.2 1833.0 2927.3 3386.6 4203.4 5429.7 6983.3 в процентах к заработной плате в экономике 64.9 63.0 58.3 55.8 56.6 67.1 61.6 62.4 63.5 65.7 Основные фонды (на начало года; по полной учётной стоимости):
млрд. ............