Часть полного текста документа:Система мониторинга качества образования в естественно-техническом лицее Светлана Сырцова У каждого школьника существует потребность в адекватной, своевременной и качественной оценке своих знаний и умений. Удовлетворение этой потребности способствует положительному психическому развитию ребенка, а также влияет на развитие познавательной активности учащегося. Именно поэтому одной из актуальных задач педагогики является задача отработки мониторинга знаний школьников. Для мониторинга любой системы, в том числе и рассматриваемой нами, необходимо оценить первоначальное состояние этой системы. В Естественно-техническом лицее обучение ведется в восьмого класса. Прием детей производится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Оценка знаний детей на начальном этапе обучения в лицее проводится по двум направлениям: вступительные испытания и входной контроль в начале учебного года. Поскольку второе из перечисленных направлений является традиционным для школ, на нем мы останавливаться не будем. Более подробно рассмотрим первое. Цель вступительных собеседований - оценка общей грамотности и уровня фактических знаний учащихся, выявление их склонности к изучению естественно-технических и математических дисциплин. Для проведения вступительного собеседования формируется и приказом директора лицея по согласованию с Советом лицея назначается комиссия в составе: научный руководитель лицея (представитель института физики и химии), завуч, психолог, учителя предметов, по которым проводится собеседование. Председателем комиссии является директор лицея (по должности). Комиссия готовит материалы для проведения собеседования (вопросы, задачи, тесты и др.) и выносит их на утверждение соответствующего учебно-методического объединения. Вступительные испытания проводятся по трем базовым для лицея предметам: физике, математике и русскому языку. В течение нескольких лет в лицее отрабатывались различные схемы прохождения вступительных испытаний. Применить систему аналогичную вузовской мы не могли, прежде всего, из соображений возрастной психологии. В лицей поступают 12-13-летние подростки, большинство из которых до этой поры никогда экзамены не сдавали. Впервые придя в лицей, они попадают не только в незнакомую обстановку, но и в незнакомую ситуацию, что является дополнительным стрессовым фактором. Предложенная диссертантом и действующая в настоящий момент схема вступительных испытаний на наш взгляд позволяет наиболее объективно оценить знания и потенциальные возможности детей. Испытания проводятся в два этапа. Первый этап - письменные контрольные работы по физике и математике и диктант по русскому языку. Задачей проведения диктанта является оценка общей грамотности детей. Задания письменной контрольной работы по физике носят качественный и количественный характер. В контрольные работы включаются задачи, для решения которых достаточно знаний, приобретаемых в рамках стандартной программы по математике для общеобразовательных классов. Это обусловлено стремлением поставить в равные условия детей, которые ранее имели возможность посещать факультативы или дополнительные занятия по математике, и детей, в силу объективных или субъективных причин, лишенных такой возможности. ............ |