СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................... 3
Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон»........................................................ 5
§1. Творческая история повести «Дядюшкин сон»................................... 5
§2. Повесть «Дядюшкин сон» в оценке литературоведов....................... 10
Глава 2. Средства изображения характера главных героев в повести Достоевского «Дядюшкин сон»................................... 12
§1. Роль портрета и речевой характеристики женских образов в повести «Дядюшкин сон».......................................................................................... 12
§2. Сон и реальность в изображении Ф. М. Достоевским........................ 16
§3. Смысл названия повести Достоевского «Дядюшкин сон»............. 19
Заключение................................................................................................. 20
Библиография............................................................................................ 21
ВведениеНет в русской литературе такого писателя-классика, который возбуждал бы своим творчеством столь различные, нередко даже противоположные суждения и оценки, как Достоевский.
Объясняется это, конечно, глубочайшими противоречиями миропонимания Достоевского и вытекающей отсюда сложностью и разносторонностью содержания и формы его произведений. Но такая сложность и противоречивость не была просто личным, прирожденным свойством его мышления и таланта. Она была по-своему порождена напряженной общественной борьбой, которая происходила в русском обществе в 1840 – 1870-е годы, во время формирования мышления и таланта писателя, и в которой он постепенно занял совершенно особенное и самостоятельное место. Для того, чтобы это понять необходимо проследить хотя бы коротко путь жизненного и творческого развития писателя.
Если уж говорить о тех характерных сторонах гения Достоевского, в которых действительно отражается русская душа, русский национальный характер, то это как раз то, что можно назвать беспощадностью в стремлении дойти до самого предела, до конца в развязывании всех, самых сокровенных узлов мысли и чувства, в беспощадной искренности обнажения всего того, что враждебно справедливости и правде. Герой Достоевского мучается противоречием между присущим ему стремлением к правде, справедливости, добру и тем, что окружающая его действительность вынуждает творить зло. Пусть Достоевский ошибался, считая стремление к добру и стремление к злу одинаково сильными и вечными, неизменными в душе человека; пусть он ошибался, стремясь перенести борьбу между добром и злом в метафизическую плоскость борьбы между богом и дьяволом, где поле битвы — сердца людей, в сферу изолированной, извечно равной самой себе человеческой души; это вело к своего рода «дурной бесконечности» замкнутого психологического самоанализа. ............