Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Иркутский государственный педагогический университет К защите допускается "_______________" Выпускная аттестационная работа по программе "Психология" Тема: "Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста" Выполнила: Бандойль Наталия Александровна ________________________ (подпись) Руководитель: (подпись) Рецензент: ________________________ (подпись) Иркутск - 2004г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 5 1 ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 5 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ В ПСИХОТЕРАПИИ 12 2.1. АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ. 12 2.2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. 14 2.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ В ПСИХОТЕРАПИИ 15 ГЛАВА 3. СИМВОЛДРАМА 21 3.1. СИМВОЛДРАМА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ 22 3.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДА 27 3.3. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ 28 3.3.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ 28 3.3.2 РАБОТА С РИСУНКОМ 31 3.3.3. СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ЧИСЕЛ 35 3.4. ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИМВОЛДРАМЫ 38 3.4.1. ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИМВОЛДРАМЫ 38 3.4.2. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИМВОЛДРАМЫ 39 3.4.3. ВОЗРАСТ 40 3.5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА 42 ГЛАВА 4. РАБОТА С ПАЦИЕНТОМ ПО МЕТОДУ СИМВОЛДРАМЫ 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65 ПРИЛОЖЕНИЯ 69 ВВЕДЕНИЕ Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект. Большая распространенность в популяции неврозов и психосоматических заболеваний привлекает внимание многих психологов к изучению эмоциональной сферы человека. Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности, является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного периода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости человека к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным риск-фактором для развития многих невротических и психосоматических отклонений. Методика символдрамы получила в последнее время широкое распространение. Это связано с тем, что символдрама оказалась клинически эффективным методом при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Этим и определяется актуальность работы. Цель данной работы заключается в определении эффективности применения символдрамы как метода коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Объектом исследования является тревожность у детей. Предметом исследования выступает символдрама как способ коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Цель и гипотеза работы определили задачи исследования: * Рассмотреть особенности тревожности у детей младшего школьного возраста; * выявить особенности методов психотерапии использующих образы; * установить специфику работы с образами в символдраме; * изучить изменения уровня тревожности, произошедшие в результате проведения психокоррекционной работы по методу Символдрамы. Методологической основой данной работы явились основные принципы психологической науки, в т.ч. ............ |