Часть полного текста документа:Швеция: история на месте ее действия Швеция не участвовала ни в Первой, ни во Второй мировой войнах. На ее города не падали бомбы, дома и улицы остались такими же, как столетие или два тому назад. История из категории времени здесь превращается в категорию пространства: ты словно входишь в нее. Музей армии расположен на месте старого Артиллерийского двора, статуи в Саду Миллеса стоят там, где более полувека назад поставил их сам скульптор, из окон Музея "Васа" хорошо видно место постройки и место гибели королевского корабля. 1 300 метров до бессмертия "Васу" построили на верфи в самом центре Стокгольма. Затем корабль перевели к расположенному неподалеку причалу у королевского дворца, чтобы загрузить балласт, пушки и ядра для первого плавания. Отплытие было обставлено очень торжественно. Корабль должен был пройти среди стокгольмских шхер, неподалеку взять на борт 300 солдат и только после этого отправиться в боевой поход. Поэтому на "Васе" кроме 100 человек экипажа находились женщины и дети, пришедшие проводить своих мужей и отцов, а заодно прокатиться на красавце флагмане. Ветер не благоприятствовал, и первые сотни метров "Васу" верповали - тянули с помощью якорей. Затем капитан Сёфринг Ханссон отдал приказ: "Поднять фок, фок-марс, грот-марс и бизань". Матросы взобрались по снастям и поставили четыре из десяти парусов галиона. Отсалютовали пушки... Описание дальнейшего берем из официального донесения Государственного совета королю Густаву II Адольфу: "Корабль повалился набок, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим..." В 1956 году затонувшее судно было обнаружено около острова Бекхольмен, в 1961-м поднято и поставлено в специальное помещение, где почти 20 лет велись реставрационные и консервационные работы. В 1987 году для галиона стали строить новое музейное здание. 15 июня 1990 года король Карл XVI Густав торжественно открыл Музей "Васа". Корабль проплыл 1 300 метров и пролежал на дне 333 года. Великий утопленник Возможно, "Васа" знаменит именно потому, что был найден и поднят? И любой старинный корабль, окажись он на месте "Васы", был бы сегодня не менее известен? Истории обнаружения и подъема галиона в экспозиции музея уделено значительное место. Корабль был найден Андерсом Франсеном - одним из ведущих специалистов по военноморской истории Швеции XVI- XVII веков. Определив в результате пяти лет архивных изысканий возможное местонахождение "Васы", Франсен изготовил специальный зонд и отправился на поиски судна. 25 августа 1956 года у него "клюнуло": зонд поднялся с куском почерневшего дуба. Несколькими днями позже на месте, указанном Франсеном, спустился водолаз Пер Эдвин Фельтинг и сообщил по телефону: "Здесь совсем темно, я ничего не вижу, но чувствую что-то большое. Борт корабля. Вот пушечный порт, а вот еще один. Два ряда. Это, должно быть, "Васа". Дальше началось нечто невообразимое. По всей стране развернулась кампания "Спасите "Васу". От фондов, частных лиц и предприятий начали поступать деньги и материалы. Флот бесплатно предоставил суда, спасательная компания "Нептун" - понтоны и подъемные приспособления. Осенью 1957 года приступили к работам. Труд водолазов был сложным и небезопасным. Галион глубоко засел в иле и донных отложениях. ............ |