Часть полного текста документа:30 Паника как массовое психологическое явление - это стихийное поведение большого числа людей, находящихся в эмоциональном возбуждении связанное с чувством неконтролируемого страха. Это стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей. Факторы, влияющие на панику: 1)общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности 2)наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов 3)личностные качества (наличие предрасположенности к панике) 4) при стечение частных и конкретных условий жизни. Также на панику влияют: 1)уровень образования (более высокий - менее подвержен) 2)имущественный статус (чем выше - менее подвержен) 3)семейный статус (более подвержены матери одиночки) 4)внушаемость, критичность, уровень тревожности Формы поведения при панике (исследование Кэнтрила с радио): 1)испытали легкое чувство страха, затем самостоятельно проанализировав ситуацию успокоились 2) испытали чувство страха, затем обсудив с кем-то ситуацию успокоились 3)сильно испугались, затем самостоятельно проанализировав ситуацию впадали в панику 4)сразу паниковали, не пытаясь ничего проверить Сверхпаника (люди находятся в оцепенении). Наблюдаются феномены: 1)центральности 9переживает из-за того, что находится в самом центре событий 2)утрата чувства пространственной ориентировки 3) утрата границ между жизнью и смертью 4) человек переживает одиночество, даже если находится среди людей 29 Психология массовых слухов - это форма искажения информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Это наиболее распространенное явление. Причины слухов: 1)возникаю в связи с важными для людей событиями 2)в условиях неопределенности (непонятная или противоречащая информация 3)политическая и экономическая нестабильность в обществе 4)потребность людей в новой, необычной информации Функции слухов: 1)удовлетворяют и стимулируют естественную потребность человека в познании окружающего мира 2)снимают или снижают неопределенность относительно важных событий 3)помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение Стратегии профилактики слухов: 1)добиваться высокой степени информированности диффузных групп 2)снижать значимость событий вокруг, которых назревают слухи 3)улучшение политической, экономической и межнациональной обстановки 4)нейтрализовать влияние распространителей слухов 28 Психология толпы: характеристика, виды, поведение Толпа - многочисленные скопления людей. К ним относятся: стихийные бедствия, общественный транспорт, массовые зрелища, политические акции, места массовых празднований и отдыха. Характеристики толпы: В неограниченных пространствах толпа формируется кольцеобразно, имеет центр и периферийные слои. В ограниченных пространствах форма зависит от физических ограничений. Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв.м. Границы толпы имеют подвижную форму. Состав толпы зависит от причин, по которым она возникает. Особое поведение человека в толпе: 1)нивелирование индивидуальных различий в толпе 2)увеличение силы одного человека, в составе толпы 3)снижение интеллектуальной характеристики 4)снижение самоконтроля в зависимости от ситуации и вида толпы 5)в толпе распределяется внимание 6)иррациональность поведения в толпе Основные признаки толпы: 1)многочисленность 2)высокая контактность (люди находятся близко друг от друга) 3)эмоциональная возбужденность 4)неорганизованность (стихийность) 5)неустойчивость цели (бесцельность) Виды толпы: 1)по уровню активности: пассивные (отсутствие эмоционального возбуждения, стимула, быстро собирается, и рассеиваться) активные (всякая толпа, находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения): агрессивные (решает проблемы насильственным путем) спасающаяся (паническая толпа) стяжательская (стремление к грабежу, мародерству) Толпы бывают долговременные и ситуативные 27 Большая социальная группа, объект исследования Значение исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы. Виды БСГ: Основой деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. ............ |