Часть полного текста документа:Билет №22 Философская позиция Фихте. 1762-1814г.г. Родом из крестьянской семьи. Преподавал в у-те Лейбница, Ены. Ректор берлинского у-та. Не принимал капитал разделения мира на мир в себе и мир для нас. Его интересовал вопрос о том, как живет человеч разум, диалектика сознания, основание разумного госуд-ва. Ф. считал, что сама наука не есть источник разумности. Задача философии-объяснение научности("Наука учения"). Осн задача- раскрыть принципы дейст-я сознания. Сущ-ет неко-е империческое "я", т.е. вся моя субъективность. Этому "я" что не есть он сам, представляется как некая вещь в себе, т.е. -не я-. Чел-к есть свободное, практическое (моральное) существо, которое способно ставить цели. Чел-кое существо обладает интеллигенцией. Сущ-ва облад интеллиген не "я" не являются ябсолютной стеной. Само наличие не -я- стимулирует много мыслит деятелльности. Выход за свою субъектив - это выход на абсолютное "я". В зависимости от того, каков субъект, таким будет и объект. Ф. говорит, что нет объекта без субъекта, но и нет субъекта без объекта. Чтобы определить себя в мире мне необходимо отличить себя, что не есть я сам. "нет я без не я" отсюда следует, что субъект и объект - не разные реальности. Реальн жизнь сознания - это переход объектив в субъектив. У Ф. нет готовых абсолютов. Абсолютное - то, что наращивается в росте в нашей субъективности. Сознание - не есть готовая данность. Сознание - есть деятельность. Суть чел-ка в духовной активности. Цель общества - согласие и единодушие, новое равенство. Философская позиция Шеленга. По мнению Ш. природа объективна, т.е. она существует как бы вне. Но она в тоже время духовно-объективна (или "природа есть объективный субъект", абсолют). "Природа ни что иное, как проявление беспредельной деятельности беспредельного ума". "Всё природное живёт, изменяется, развивается". "В них самое важное- что противоречия подобны магниту". Эту закономерность он и называет деятельностью беспредельного ума. Природа духовна, но дух не человеческий, а который ее оживляет. В абсолюте изначально заложено 2 противополож начала: духовное и материальное. Духовный- субъект, материальный- объект. История всей человеч природы- история развертывания отношений абсолютного субъекта и объекта где они переходят др в др. и это развивается некими стадиями, их последовательность говорит об усложнении природы: "на одной из стадий появляется человеческое сознание. Оно и предназначено для того, чтобы обратиться на всю прошедшую историю, познать все ее стадии и выйти на понимание абсолюта". Человеческий разум: обыденный и теоретический. Теоретический имеет ограничения, он различает что принадлежит объекту, а что субъекту. Тем он как бы омертвляет объект. Через него не прорваться к абсолюту. Поэтому более высокой формой познания выступает художественный разум: работает не рассудок, а интуиция, порыв, озарение. Здесь больше шансов на слияние с абсолютом. Одна из работ: "Философия искусства" посвящена этому вопросу. Он один из первых поставил вопрос об "исторической природе эстетических категорий". В мифе он увидел проявление бессознательного. Миф доказывает, что сущ-ет единство объективного и субъективного. В итоге: 1.в его позиции мы встречаем критику Фихте как объективный идеалист критикует субъективного. 2.утверждение первичности природы по отношению к человеческому разуму. ............ |