Часть полного текста документа: Шпаргалки по философии Общество. Основные философские концепции развития общества. Общество можно анализировать по разному. Русский мыслитель А.А.Богданов (1873-1928 гг.), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. "Всякая человеческая деятельность является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. " В основе социальной философии могут лежать различные подходы, тогода соответственно получаются и различные модели. Рассмотрим некоторые из них. В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Эта концепция требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физических, географических, биологических... Шарль Фурье (француский социалист-утопист) - пытался создать социальные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Социальнае теория - есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обуславленной природной склонностью человека к какому-либо виду коллективного труда. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не остается места и концепция социальных событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. "Каждое добровольное действие является вынужденным", "все действия необходимы". Еще одним недостатком натуралистического подхода является то, что он рассматривает человека как некий социальный атом, а общество как механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах. Иными словами натурализм замечает в человеке только природную субстанцию. В результате и человеческие связи обретают приобретают характер. Общество призается, но в качестве цементирующего начала берется или польза (просветители XVII-XVIII вв.), или половая любовь (Феербах). Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека. Теоретическое обоснование этой исключительно эгоистической жизненной позиции дал немецкий философ Макс Штинер в книге "Единственный и его собственность". Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу "мнения правят миром". Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае в социальную философию вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода. В неокоторых философских системах содержалось положительное начало в подходе к человеку и истории. ............ |