Часть полного текста документа: Шпаргалки по экономике Кейнсианская и неокейнсианская модели регулирования эк-ки. С конца 30-х до середины 70-х гг. в основе гос политики лежала концепция Кейнса: активное гос вмешательство в сферы эк-ки вплоть до создания гос сектора, не боясь дефицита гос бюджета и инфляции, с целью накачки эффективного спроса. Это привело к стагфляции. Ослабление вмешательства гос-ва, сокращение гос сектора, перенос акцента на большую эк-ую свободу и на регулирование не спроса, а предложения через налоговые льготы частному бизнесу. Монетаризму придается решающая роль, роль гос-ва должна сводиться к регулированию денежной массы, соблюдению монетарного правила, т.е. ежегодное увеличение М не более, чем на 2,5-8% в соответствии с ежегодными темпами роста ВНП (в США). На ряду с монетаризмом существует теория "эк-ки предложения", в соответствии с которой гос-во должно больше внимания обратить на стимулирование предложения товаров, а не на спрос. Теория рационального ожидания так же сейчас популярна в неоклассическом русле, согласно которой мероприятия пр-ва малоэффективны ("фиаско гос-ва") из-за того, что субъекты эк-ки учитывают в своих действиях эк инфляцию, намечаемые планы гос-ва и ведут себя соответственно, что ослабляет результат гос политики. Прогнозирование, программирование, планирование развития эк-ки. Гос-ное эк-кое програм-ие считается многими экономистами высшей формой гос-го регул-ия, которая предполагает использование всех его методов и средств. Прог-мы делятся на обычные и чрезвычайные, к-ые разрабатываются в период кризисов, массовой безработицы гиперинфляции. Чрезвычайные прог-мы, как правило, носят краткосрочный хар-тер и включают большой удельный вес административных мер. Обычно программы бывают среднесречными (5лет), реже долгосрочными (свыше 10 лет) и могут носить либо целевой, либо общенациональный хар-тер. Програм-ие эк-ки влюч. в себя след. три этапа: 1) прогнозирование (т.е. оценка будущ. Тенденций и потребностей эк-го развития на краткий срок (до 1года), средний срок (до 5 лет), долгий срок (5-10 лет)). Без грамотного прогноза не может быть составлена хорошая прог-ма.; 2) формальное програм-ие (т.е. составление общенациональной прог-мы, где формул-ся цели, достижение к-ых считается необходимым). В разработке программ широко привлекаются представители ЦБ, союз предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов; 3) реальное програм-ие (реальное обеспечение прог-мы, т.е. совокупность льгот и прочих мер по привлечению частного бизнеса к выполнению данной прог-мы. Льготы: налоговые, кредитные, субсидии, ускоренная амортизация и т.д.). Для гос. сектора выполнение этой программы обязательно (директивно), а для частного индикативно (необязательно). Таким образом, успехи выполнения этой прог-мы зависят от: 1) удельного веса гос. сектора в эк-ке; 2) степени привлекательности прог-мы для частного бизнеса. В современной рын-ой эк-ке сущ-ет планирование на микроуровне (отдельная фирма; директивный хар-тер) и на макроуровне (для гос. сектора - директивный, для частного - индикативный хар-тер). Соврем. Теоретики (в частности институционалисты) - Гэлбрейт - подчеркивают, что ядро соврем. эк-ки - крупные корпорации, к-ые привносят планомерность, а не стихию и анархию, другая же часть эк-ки - мелкий и средний бизнес, к-му больше присущ элемент стихии. Политика эк-ого роста. В самом общем виде эк-ий рост - это количественные и качественные изменения результатов пр-ва и его факторов. ............ |