Часть полного текста документа:Школа красных командиров Волков В. А. Московское высшее военное командное училище - предыстория и 90 славных лет Произошедшая в 1917 г. Октябрьская революция потрясла Россию, разрушила властную вертикаль. Старая армия была распущена, подготовка командных кадров для нее прекращена. Началось создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а затем - Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) и Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ). Декрет о создании Красной Армии и учреждении при Наркомате по военным делам Всероссийской коллегии по организации и формированию РККА был подписан Председателем Совета Народных Комиссаров (СНК) В.И. Лениным 15 (28) января 1918 г. Однако подготовка командных кадров для военизированных отрядов рабочих и крестьян началась еще до подписания этого декрета. Датой создания первого советского военного учебного заведения стало 8 (21) декабря 1917 г., когда приказом командующего Московским военным округом Н.И. Муралова была сформирована 1-я Московская революционная пулеметная школа, предназначенная для подготовки командиров-инструкторов пулеметного дела - передового отряда вооруженных сил молодой советской республики. Разместили школу в Крутицких казармах (с 1922 г. - Алёшинские казармы), расположенных в Южнопортовом районе Москвы, возле Крутицкого подворья. В период с начала Первой мировой войны до 1917 г. в них размещалась 6-я школа по подготовке прапорщиков пехоты. Сложившаяся к началу войны система военного образования не могла обеспечить быстрой подготовки младших офицеров взамен выбывающих из строя во время боевых действий. В связи с этим в сентябре 1914 г. Главное управление Генерального штаба выпустило "Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время", согласно которому были образованы новые военные учебные заведения в крупных городах, при фронтах, отдельных армиях и запасных бригадах. Основной задачей этих школ была краткосрочная - 3-4 месяца - подготовка прапорщиков из числа студентов, юнкеров, гражданских чиновников, лиц с высшим или средним образованием, а также солдат и унтер-офицеров. Учащиеся этих вузов зачастую симпатизировали большевикам и разделяли их социально-политические взгляды. Во время Октябрьской революции личный состав 6-й Московской школы по подготовке прапорщиков пехоты, желая избежать кровопролития, занял нейтральную позицию. После революции 6-я школа прапорщиков была упразднена, а ее инвентарь, хозяйственная часть и оружие перешли в распоряжение 1-й Московской революционной пулеметной школы. Некоторые административные служащие бывшей школы прапорщиков - адъютант, кассир, заведующий хозяйством, врач и капельмейстер - стали работать в новом учебном заведении, что позволило открыть в школе санитарную часть и наладить работу административно-хозяйственной службы. Материальная база формирующегося первенца советской системы военного образования в немалой степени была создана за счет библиотеки, тира, классного оборудования и другого имущества Александровского и Алексеевского военных училищ. Командование Московского военного округа выделило школе несколько автобронемашин, а завод АМО - 17 автомашин, 3 мотоцикла и несколько тонн бензина. Из разных революционных подразделений в распоряжение курсантов поступило необходимое количество пулеметов, карабинов, гранат, артиллерийских снарядов и другого военного снаряжения. Вскоре личный состав школы был полностью укомплектован и сформированы две учебные роты по 75 человек каждая. ............ |