Часть полного текста документа:Школа глазами родителей первоклассников Ю. К. Холодилова, С. В.Швецова Одним из важнейших социальных последствий реформирования системы образования в плане перспективности (отдаленных и не всегда ясно осознаваемых социумом последствий) как в зарубежных странах, так и в России, является тот факт, что молодое поколение, проходящее в данный момент процесс обучения в школе, должно получить больший объем образовательных более качественных услуг по сравнению предшествующим. Это означает, что молодое поколение должно учиться в среднем на 2-3 года больше, чем предыдущее, для того, чтобы обеспечить эффективное и динамичное развитие общества, при соответствующем улучшении качества образования как в субъективном смысле (с точки зрения соответствия потребностям социума), так и в объективном - соответствия требованиям ГОСов. Эти последствия касаются деятельности самого института образования, если ему предстоит превратиться из фактора стабилизации общества в фактор его ускоренного развития, как об этом четко заявлено в Программе развития образования Ярославской области на 2001-2003 годы. [1] В связи с этим не вызывает сомнений актуальность и большая практическая значимость изучения вопросов социальных последствий реформирования (модернизации) школы, проводимой в настоящее время в системе образования РФ. Термин "социальные последствия реформирования школы" понимается нами в одном из важнейших своих аспектов, а именно, как соотнесение результатов воспитания и образования в школе с запросами различных социальных групп, предъявляющих к качеству образования специфические требования. Сюда относятся государственные органы управления образованием (государство - основной заказчик на образование), родители учащихся, учреждения профессионального образования разного уровня, будущие работодатели и др. В последние годы заметно возросла активность родителей учащихся, все более четким становится осознание ими своих прав как потребителей образовательных услуг, предоставляемых системой образования. Этот факт заставляет более серьезно подходить к изучению общественного мнения родителей, их оценок и восприятий как всего процесса реформирования школы в целом, так и наиболее актуальных сторон этого процесса. В ходе эмпирических исследований, проводимых в ярославских школах социологической лабораторией института психологии и педагогики ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, выяснялось общественное мнение родителей (оценки и восприятие) как главных потребителей образовательных услуг в социуме в отношении наиболее значимых сторон школьного образования. В рамках исследования была предпринята попытка определения мотивов (причин) выбора родителями определенной школы для обучения своего ребенка, в том числе оценки ими таких значимых факторов, как содержание образования, качество образования, комфортность обстановки в школе, личность первой учительницы (для родителей первоклассников). В качестве метода исследования был выбран анкетный опрос, позволяющий одновременно узнать мнение целой группы респондентов и составить общее представление о существующей ситуации. В анкету были включены наиболее часто встречающиеся причины выбора родителями того или иного общеобразовательного учреждения. ............ |