Часть полного текста документа:Схиигуменья Мария и подпольный женский монастырь Вспоминая о религиозных гонениях в СССР, часто говорят о "Катакомбной Церкви". Термин этот чрезвычайно неточен. Церковь как иерархическая организация, с Первосвятителем, Синодом, епископскими кафедрами, с епархиальными учреждениями, Академиями и монастырями, в пределах СССР была стёрта с лица земли. В крошечных кружках единомышленников, в невидимых "катакомбах" частного существования такая Церковь и не смогла бы уместиться. Позднее, особенно в 1990-х годах, имя "Катакомбной Церкви" присвоили себе разобщённые группы священников, монахов и мирян, не признающие Московский Патриархат. В 1920-1930-х годах также было движение верующих, отошедших от легальной церковной власти митрополита Сергия (Страгородского). Их называли "непоминающими", поскольку за богослужением они не поминали Сергия как своего первосвятителя. Но причины и формы протеста "непоминающих" сильно отличались от протеста "катакомб" последних десятилетий. "Непоминающие" были чрезвычайно пестры по составу. Их объединяло желание укрыться от проникновения тоталитарного государства во все сферы жизни, стремление сохранить внутреннюю свободу в грозную эсхатологическую эпоху. Неприемлемым для "непоминающих" было подчинение митрополита Сергия власти, которую многие признавали правлением антихриста. "Катакомбных" христиан нашего времени пугают экуменические контакты Московского Патриархата, они подозревают архиереев Русской Церкви не только в закулисном сговоре с властью, но и в рабском подчинении некоему "всемирному масонскому заговору". На первом плане оказались ксенофобия и конфессиональный изоляционизм. Вернёмся к жизни тайных христиан 1920-1930-х годов. Они не были похожи на членов древней Церкви времён гонений римских императоров. В СССР редко требовали отречения от Христа. Потребность в рабском труде была столь велика, что в узы ГУЛАГа попадали все без разбора. (Есть даже примеры священников, снявших сан, отрекшихся от веры, принимавших участие в антирелигиозной пропаганде, и тем не менее раздавленных катком массового террора). Перед христианами - и "непоминающими", и находящимися в общении с митрополитом Сергием - стояла реальная опасность полного уничтожения. И отступничеством эту опасность невозможно было отвратить. Свободные общины мирян и монахов в ту пору были связаны с одним или несколькими епископами, порой скитавшимися, переходившими на нелегальное положение. В случае ареста архиерея, с ним поддерживали переписку. Если такая возможность терялась, осиротевшая община могла лишь вспоминать своего епископа в молитве. Была велика роль священников, монахов, всех, кто имел смелость взять на себя ответственность за свою полуподпольную христианскую группу. Иногда такие общины состояли из трёх - четырёх человек, иногда - из многих десятков. У них были внутренние церковные споры, объединяли же их вера и гонения. Мы лучше поймём жизнь преследуемых христиан той поры, если обратимся к конкретному примеру. Я расскажу о подпольном женском монастыре, который возник в 1920-х годах возле закрытой тогда Троице-Сергиевой Лавры. * * * В 1866 году неподалёку от Волги, в Саратовской губернии, была основана женская монашеская община. В 1892 году церковные власти преобразовали её в женский монастырь в честь Владимирской иконы Богородицы. ............ |