Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы
В последние годы в Минюсте России много внимания уделялось созданию нормативно-правовой базы по регулированию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее - СЭУ). Задачей этой работы являлось обеспечение деятельности СЭУ, направленной на повышение эффективности производства судебных экспертиз, и приведение ее в соответствие с действующими законодательными нормами Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о судебно-экспертной деятельности).
Необходимо особо отметить, что в настоящее время в СЭУ Минюста России выполняются более 30 родов (видов) не только традиционных криминалистических судебных экспертиз (криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий, инженерно-технических и экономических), но и новых видов судебных экспертиз (компьютерно-техническая, экологическая, психологическая экспертизы). В стадии становления - лингвистическая, искусствоведческая и другие виды экспертиз.
На территории Российской Федерации функционируют пятьдесят СЭУ, объединенных единой организационной и методологической основой как организации их деятельности, так и подготовки и аттестации государственных судебных экспертов, внедрения новых методов и методик и др.
Статьей 11 Закона о судебно-экспертной деятельности определено, что государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют производство судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Механизм обеспечения такого единого подхода в СЭУ Минюста России реализуется через утверждение методик, проведение поверки оборудования и совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов СЭУ, завершающим этапом которой является аттестация государственных судебных экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Общий подход к оценке соблюдения всех названных требований пока отсутствует, так что выработка, образно говоря, паспорта, удостоверяющего компетентность в области производства судебных экспертиз учреждения или специалиста, - дело будущего.
Необходимо отметить, что важной особенностью современного судопроизводства является укрепление принципа состязательности сторон, участвующих в уголовном, гражданском или арбитражном процессе. Это требует более пристального отношения к определению компетенции экспертов, подтверждения ее соответствия определенной экспертной специальности и наличия специальных познаний в определенной области.
Формирование четкого определения компетенции эксперта, занимающегося производством судебной экспертизы в рамках применения специальных познаний, необходимо при решении вопросов, интересующих следствие или суд. Особое внимание при комплексной оценке обоснованности выводов эксперта уделяется и подтверждению надежности использованных методик.
Для государственных судебных экспертов эта процедура достаточно отработана и предусматривает:
определение компетентности эксперта путем прохождения им профессиональной аттестации;
применение при производстве судебных экспертиз апробированных методик и поверенного оборудования и др.
Учитывая развитие состязательного процесса в судопроизводстве, в том числе в области производства судебных экспертиз, негосударственные организации, выполняющие экспертизы и заинтересованные в повышении своего статуса, все чаще проводят работу по аттестации экспертов и подтверждению надежности применяемых методик, внедряют новые формы и методы подготовки экспертов, проводят их аттестацию и выдают квалификационные свидетельства. ............