Часть полного текста документа:Сентиментализм Ранее других противников классицизма в русской литературе появился и оформился сентиментализм . Его развитие было неразрывно связано с деятельностью Карамзина, главным образом с его художественной прозой. Однако ростки сентиментализма уходят вглубь XVIII в.: его влиянием отмечено напр. "пастушеское представление с музыкой" "Увенчанная добродетель" В. Майкова (1777). К началу 90-х гг. относятся литературные дебюты Карамзина. За автором "Бедной Лизы" в духе сентиментализма писали В. С. Подшивалов (стихотворения и лирические стихи в прозе), кн. П. И. Шаликов (сборники стихов "Плод свободных чувствований", 3 чч., 1798-1801), "Цветы граций" (1802), "Послания в стихах" (1816), "Повести" (1819), два "Путешествия в Малороссию" (1803 и 1804), В. И. Панаев ("Идиллии", 1820), В. В. Измайлов ("Путешествие в Полуденную Россию в письмах", 1800-1802) и др.; но успешнее всего в этой области действовал Жуковский своим переводом элегии Грея "Сельское кладбище" (1802), "Певцом в стане русских воинов" (1812), "Вадимом" (1817) и др. произведениями. Журнальной базой этой школы был редактировавшийся Карамзиным и Измайловым "Вестник Европы". Несмотря на то, что русский сентиментализм оформился под сильным воздействием зап.-европейской культуры, он получил в России глубоко отличную и специфическую направленность. В Англии, Франции и Германии XVIII в. "чувствительность" (французский "sentimentalisme") была идеологическим оружием буржуазии, враждебной господствовавшему в ту пору феодально-крепостническому режиму. Такие писатели, как Ричардсон ("Памела", 1740), Лилло (драма "Джон Барнвелль, или Лондонский купец", 1731), Лашоссе, Руссо ("Новая Элоиза"), Шиллер, несмотря на различие своего национального происхождения и политических воззрений, сходились между собой в энергичной защите прав "среднего сословия", протесте против феодального угнетения. В России XVIII в., где буржуазная оппозиция почти не существовала, где беспредельно господствовал крепостнический уклад, сентиментализм зап.-европейского типа не мог пустить сколько-нибудь прочных корней. Движение сентиментализма в русских условиях претерпевает в результате указанного положения особое смещение. В руках господствующей дворянской группы сентиментализм стал средством, чтобы опереться на более демократические слои тогдашнего общества с тем, чтобы обеспечить феодализму возможность дальнейшего существования и процветания. Анализ социально-политических симпатий русских сентименталистов без труда устанавливает их феодально-крепостническую подоплеку. "Как не петь нам? Мы счастливы, славим барина-отца. Наши речи не красивы, но чувствительны сердца. Горожане нас умнее: их искусство говорить. Что ж умеем мы? Сильнее благодетелей любить". ("Куплеты из одной сельской комедии, игранной благородными любителями театра", 1805). С этой идиллической картиной Карамзина созвучен хор "земледельцев" в пастушеской драме В. Майкова, описание веселия чистосердечных поселян в "Путешествии в Малороссию" кн. Шаликова и др. Русские сентименталисты стремились прежде всего к всемерной идеализации феодальных отношений. В их произведениях нам никогда не встретятся те образы нищих и бесправных крестьян, которые были так типичны для русской действительности конца XVIII в. и которые нашли себе такое яркое выражение в безыменном "Плаче холопов". ............ |