Часть полного текста документа:Сенека Н. Дератани Сенека Люций Анней [Lucius Annaeus Seneca, ок. 4 н. э. - 65] - римский философ и поэт. Р. в Испании в г. Кордубе (теперь Кордова) и принадлежал к цензовым слоям "всадников". В Риме С. получил философское и риторическое образование; в 41 был сослан на остров Корсику по обвинению в связи с одной особой императорского дома; после 8-летней ссылки был назначен воспитателем будущего императора Нерона. При Нероне С. делается консулом и первым лицом при дворе императора. Однако в 62 зависть и происки придворных заставили его удалиться от двора, и в 65 обвиненный в участии в военном заговоре Пизона, он принужден был покончить самоубийством. С. - яркий идеолог рабовладельческой плутократии Рима; в своих сочинениях он воспитывает ее в духе стоической (частично и эпикурейской) морали. Свою лит-ую деятельность С. начал с написания в угоду Нерону едкой сатиры по случаю несостоявшегося обожествления императора Клавдия (дошли отрывки); пародийно он назвал эту сатиру "Apocolocynthosis" (Отыквление), хотя, описывая различные приключения Клавдия на небе, повидимому не изобразил обращения его в тыкву. Далее С. пишет ряд философских трактатов, большей частью в форме диатрибы (философского диалога): "De ira" (О гневе), "De vita beata" (О счастливой жизни), "De brevitate vitae" (О кратковременности жизни), "De tranquillitate animi" (О душевном спокойствии), "De beneficiis" (О добрых делах), "De Previdentia" (О провидении) и др.; в "Epistulae morales ad Lucilium" (Письма к Луцилию) он старается обратить в стоицизм своего друга эпикурейца Луцилия. Стоическая мораль была популярна в среде общественных верхов императорского Рима; будучи "по отношению к государству, т. е. к императору, так же бесправны, как и рабы по отношению к их господам" (Энгельс, О происхождении христианства), представители римской плутократии пользовались этой философией в качестве моральной самозащиты против императорского деспотизма; вместе с тем эта философия некоторым образом возвышала их паразитическое бытие, наполняя его этическим содержанием. Характерно, что стоическая философия у С. служит апологией богатства, к-рое, по С., дает возможность проявлять высокие качества духа и т. д., - сам С., богатейший человек своего времени, не отказывается от ценных подарков Нерона. В трактатах С. сухая философская доктрина оживлена картинными примерами из современной ему жизни; он вводит разнообразные сравнения; у него, по определению античной теории, "нанизывающая" речь, построенная из риторически заостренных изысканных сентенций, в к-рых С. проявляет себя великим мастером. Философия приводит С. и к вопросам "физики"; сохранился его трактат "Naturales questiones" (Натурфилософские вопросы, в VII книгах), посвященный рассуждению по метеорологии, астрономии, геологии и др. В назидание Нерону С. пишет трактат "О гуманности", где рисует стоический идеал "справедливого царя", к-рый не руководится принципом "пусть ненавидят, лишь бы боялись", но опирается на доверие граждан. Мотивами стоической философии пронизаны и трагедии С., написанные им повидимому после удаления от двора. Под именем С. сохранилось 10 трагедий: "Medea" (Медея), "Phaedra" (Федра), "Oedipus" (Эдип), "Agamemnon" (Агамемнон), "Thyestes" (Тиэст), "Hercules Otaeus" (Геркулес Этейский), "Hercules furens" (Неистовый Геркулес), "Troades" (Троянки), "Phoenissae" (Финикиянки) и "Octavia" (Октавия). За исключением "Октавии" все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида (см.) и их римских подражателей. ............ |