Оглавление
Введение
Глава 1. "Благополучная" семья и проблема формирования правового нигилизма у школьников-подростков
Глава 2. Возможности российского законодательства в профилактике "семейного" правового нигилизма
Заключение
Источники и литература
Введение Проблема правового нигилизма как реальности нашего общества, источников его формирования и теоретической основы достаточно хорошо изучена в исследованиях отечественных теоретиков права. В последнее время внимание ученых часто обращается на широкое распространение данного явления в подростковой среде. Проявление правового нигилизма в повседневной жизни в виде девиантного, отклоняющегося поведения подростков является объектом исследования психологов, педагогов. Существует убеждение, что тяжелая социально-экономическая ситуация в стране является главным источником правового нигилизма подрастающего поколения. Внимание общества приковано к явным, вопиющим фактам подростковой преступности, беспризорности.
Вместе с тем, большинство детей живет в обычных семьях, среднестатистических, которые в школе называют "благополучными". В данном исследовании делается попытка рассмотреть источники формирования правового нигилизма у среднестатистического школьника из "нормальной" семьи, возраст - 14-16 лет. Важным для исследования является то, что все школьники данной категории изучают курс права (в рамках курса "обществознание"), то есть нельзя говорить об их полной правовой безграмотности.
Цель исследования: выявить роль семьи в формирования правового нигилизма у школьников и предложить некоторое усовершенствование законодательства для снижения остроты этой проблемы.
Задачи исследования:
изучить теорию вопроса;
опытным путем определить степень влияния правового нигилизма родителей на формирование этого качества у их детей;
провести анализ нормативно-правовых актов, относящихся к данной проблеме;
внести и обосновать свои предложения по совершенствованию законодательства.
Теоретическая база исследования: исследования отечественных теоретиков права в области проблемы правовой культуры, правосознания, правового нигилизма и правового идеализма (Н.И. Азаров, В.Н. Дмитрук, Н.И. Матузов, В.А. Тумаков и др.).
Источниковая база исследования: Конституция РФ, КоАП РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "О рекламе", Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ, Закон РФ "Об образовании" и др.
Методы исследования: сравнительно-аналитический, опросно-диагностический, анализ нормативно-правовых актов, математическая и статистическая обработка полученных данных с последующим графическим отображением.
Глава 1. "Благополучная" семья и проблема формирования правового нигилизма у школьников-подростков
По данным официальных источников [12], в Калининградской области в 2004 г. на специальном учете состояли в УВД 750 несовершеннолетних из группы риска, а 685 - из "благополучных" семей. Данные отражены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Представленные данные позволяют говорить об актуальности проблемы правового нигилизма среди подростков. ............