Часть полного текста документа:Семеро против Фив (Hepta epi Thebas) Эсхил (Aischylos) 525-456 до н. э. Трагедия (467 до н. э.). Античная литература. Греция М. Л. Гаспаров В мифической Греции были два самых сильных царства: Фивы в Средней Греции и Аргос в Южной Греции. В Фивах был когда-то царь по имени Лаий. Он получил пророчество: "Не роди сына - погубишь царство!" Лаий не послушался и родил сына по имени Эдип. Он хотел погубить младенца; но Эдип спасся, вырос на чужой стороне, а потом нечаянно убил Лаия, не зная, что это его отец, и женился на его вдове, не зная, что это его мать. Как это случилось, и как это открылось, и как за это пострадал Эдип, нам расскажет другой драматург - Софокл. Но самое страшное - гибель царства - было еще впереди. У Эдипа от кровосмесительного брака с собственною матерью родились два сына и две дочери: Этеокл, Полиник, Антигона и Йемена. Когда Эдип отрекся от власти, сыновья отвернулись от него, попрекая его грехом. Эдип проклял их, посулив им делить между собою власть мечом. Так и случилось. Братья договорились править попеременно, каждый по году. Но после первого же года Этеокл отказался уйти и изгнал Полиника из Фив. Полиник бежал в южное царство - в Аргос. Там он собрал себе союзников, и они всемером пошли на семивратные Фивы. В решающем бою два брата сошлись и убили друг друга: Этеокл ранил Полиника копьем, тот упал на колено, Этеокл навис над ним, и тут Полиник ударил его снизу мечом. Враги дрогнули, Фивы были на этот раз спасены. Только поколение спустя на Фивы пришли походом сыновья семерых вождей и надолго стерли Фивы с лица земли: пророчество сбылось. Эсхил написал об этом трилогию, три трагедии: "Лаий" - о царе-виновнике, "Эдип" - о царе-грешнике и "Семеро против Фив" - об Этеокле, царе-герое, отдавшем жизнь за свой город. Сохранилась только последняя. Она по-старинному статична, на сцене почти ничего не происходит; только величаво стоит царь, приходит и уходит вестник и жалостно стенает хор. Этеокл объявляет: враг подступает, но боги - защита Фивам; пусть же каждый исполнит свой долг. Вестник подтверждает: да, семь вождей уже поклялись на крови победить или пасть и мечут жребий, кому идти на какие ворота. Хор фиванских женщин мечется в ужасе, чует гибель и молит богов о спасении. Этеокл унимает их: война - мужское дело, а женское дело - сидеть дома и не смущать народ своим страхом. Вновь является вестник: жребии брошены, семь вождей идут на приступ. Начинается центральная, самая знаменитая сцена: распределение ворот. Вестник пугающе описывает каждого из семерых; Этеокл спокойно отвечает и твердо отдает приказы. "У первых ворот - герой Тидей: шлем с гривою, щит с колокольцами, на щите звездное небо с месяцем". "Не в гриве сила и не в колокольцах: как бы самого его не настигла черная ночь". И против аргосского начальника Этеокл посылает фиванского. "У вторых ворот - гигант Капаней, на щите его воин с факелом; грозит огнем спалить Фивы, не страшны ему ни люди, ни боги". "Кто богов не боится, того боги и покарают; кто дальше?" И Этеокл высылает второго вождя. "У третьих ворот - твой тезка, Этеокл аргосский, на щите его воин с лестницей лезет на башню". "Повергнем обоих - и того, кто со щитом, и того, кто на щите". И Этеокл высылает третьего вождя. "У четвертых ворот - силач Гиппомедонт: щит - как жернов, на щите змей Тифон пышет огнем и дымом", "У него на щите Тифон, у нас Зевс с молниями, победитель Тифона". ............ |