Часть полного текста документа:Семен Венгеров Венгеров Семен Афанасьевич (1855-1921) - критик, историк литературы, выдающийся библиограф и редактор (мать В. - немецкая писательница, П. Венгерова). Печататься начал с 17 лет. Деятельно сотрудничал в "Неделе", "Русском мире", "Русской мысли", "Русском богатстве", "Вестнике Европы" и др. журналах. Редактировал журнал "Устои" (1882), литературный отдел как 82-томной Энциклопедии, так и "Нового энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона, "Библиотеку великих писателей" того же изд-ва, Библиотеку изд-ва "Светоч" (ряд запрещенных до первой революции царской цензурой сочинений Степняка-Кравчинского, М. Штирнера, Белинского ("Письмо к Гоголю")), "Русскую литературу XX века" (1914-1917) и т. д. В 1897 В. начал чтение лекций по истории русской литературы в Петербургском университете, но в 1899 был отстранен от преподавания за левизну. Только после революции 1905, в 1906 он смог вернуться в университет. В. написал много трудов. Из методологических работ В. наиболее известны: "Основные черты истории новейшей русской литературы" (СПБ., 1897, 2-е изд. с прибавлением этюда о модернизме, перев. на немецкий, болгарский и чешский яз.) и "Героический характер русской литературы" (Сочин., т. I, СПБ., 1911). В них В. излагает свои общие воззрения на развитие русской литературы. По мнению В., она - исключительное явление в ряду других национальных литератур. В Зап. Европе развитие общественности и литературы шло параллельно; в России же последняя могущественно развивается "при полной дремоте общественных сил и общественной инициативы". Благодаря этому русская литература сделалась "фокусом", центральным местом проявления "русского духа". Отсюда все ее исключительное своеобразие, заключающееся в том, что она "никогда не замыкалась в сферу чисто художественных интересов и всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово". Почти все историко-литературные работы В. имеют своей целью доказать этот основной тезис его системы. В истории русской литературы В. видит "тоску по подвигу", "жажду самопожертвования". Твердо убежденный в "проповедническом" характере русской литературы, он считает, что вся ее история сводится к смене идей и настроений при единой их сущности, не определяемой классовыми отношениями. Русскую литературу создал кающийся дворянин и непривилегированный интеллигент. Среда, в которой воспитывается и живет художник, накладывает конечно определенный отпечаток на изображение жизни. Но одно дело - этот классовый отпечаток, и другое - признание того, что писатель выражает в своем творчестве психо-идеологию определенной общественной группы. Это последнее положение по отношению к русской литературе В. отвергает. Для русских писателей характерен беззаветный героизм, отказ от классовых привилегий, "самозаклание". В этом именно обаяние русской литературы, которое, стоя на классовой точке зрения, ни в какой мере объяснить нельзя. Взгляды В. на роль литературы в общественной жизни характерны для идеологии разночинной интеллигенции, представителем которой он являлся как историк русской литературы. В его "историко-философском" построении получили наивное выражение излюбленные идеи разночинцев о руководящей роли идей и их носителей (единичных и коллективных - исключительных личностей и интеллигенции в целом) в исторической жизни. Лит-pa - высший орган этой "надклассовой" по духу интеллигенции как совокупности "критически-мыслящих личностей", обязанных трудящейся массе своим развитием и сознающих свой долг перед нею. ............ |