Сбор первичной информации при проведении исследования
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика методов проведения опросов
2. Сбор информации посредством анкетирования
3. Сбор информации посредством наблюдения
4. Эксперимент и имитационное моделирование
Список использованных источников
1. Характеристика методов проведения опросов
Сбор первичной информации осуществляется с помощью различных методов сбора:
- опрос;
- наблюдение;
- эксперимент;
- имитационное моделирование.
Опрос позволяет выявить систему предпочтений, на которые ориентируется целевой рынок потребителей при выборе определенных товаров, оценке различных форм обслуживания, покупке изделий различных фирм. Это самый распространенный метод сбора данных в маркетинге (около 90% всех исследований).
Опросы классифицируются по признакам:
Признак классификации
Классификационные группировки
Источник первичной информации
Массовые
Специализированные (экспертные)
Частота охвата
Точечные (разовые)
Повторные
Степень охвата
Сплошные
Выборочные
Форма опроса
Анкетирование
Интервьюирование (прямое и опосредованное, например по телефону)
В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения, профессиональная деятельность, которых не связана с предметом исследования.
В специализированном опросе главным источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования.
Повторные опросы позволяют выявить жизненный цикл запросов и предпочтений, основные тенденции их изменений с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке.
Сплошные исследования могут проводиться в отношении товаров производственного назначения, т.к. круг их потребителей относительно ограничен.
Выборочные опросы – сущность их заключается в том, что опрашивается часть всей изучаемой совокупности населения.
Рассмотрим более подробно классификацию опросов по форме. Основными как отмечалось, являются личная беседа, телефонный опрос и опрос по почте.
Личная беседа представляет собой прямой диалог между интервьюером и респондентом. Беседа может происходить дома, в офисе или в каком-то общественном месте (например, торговый центр), где останавливают покупателя и просят ответить на ряд вопросов. Личная беседа позволяет реализовать гибкую тактику опроса, дополняя ответы наблюдениями интервьюера. Достоинство: высокая достоверность полученных данных.
Недостатки: - большая стоимость и продолжительность;
- вероятность влияния опрашивающего на мнение респондента;
- необходимость специальной подготовки интервьюера.
Телефонный опрос используется, когда возникает необходимость в кратчайшие сроки получить ответы на немногочисленные и несложные вопросы. Применяется при осуществлении предварительных исследований для последующих личных опросов. Достоинства: - быстрота и высокая результативность;
- незначительные затраты времени и сил.
В обоих случаях (личная беседа и телефонный опрос) интервьюер задает вопросы и записывает ответы респондента либо в процессе беседы, либо сразу после нее.
Почтовый опрос проводится посредством рассылки анкет выбранным респондентам с приложением оплаченного конверта для ответа. Респонденты заполняют анкеты в свободное время и отсылают ответы обратно. ............