САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра культурологии
Санкт-Петербург второй половины XVIII века.
Российское просвещение
Санкт-Петербург
2009
Содержание
1. Особенности петербургского Просвещения
1.1 Европейское Просвещение
1.2 Петербургское Просвещение - национальный вариант европейского Просвещения
2. Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения
2.1 Промышленное производство
2.2 Деятельность Академии наук
2.3 Просветительская философия
2.4 Русская художественная культура
2.5 Пластические искусства
3. Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга
3.1 Особенности русского классицизма
3.2 Становление русского классицизма
3.3 Развитие отечественного классицизма
3.4 Русская историческая живопись
3.5 Зарождение портретной живописи
3.6 Сентименталистский портрет
3.7 «Ампирный» портрет
3.8 Бытовой жанр
3.9 Пейзажный жанр
4. Новые принципы строительства Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма
4.1 Старый город
4.2 Новые принципы застройки города
4.3 Конкурс на «сочинение плана города Санкт-Петербурга»
4.4 Новый план города
4.5 Характерные черты классицизма
4.6 Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (1760 –1780 гг)
4.7 Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (1780 – 1790 гг.)
Список использованной литературы
1. Особенности петербургского Просвещения
1.1 Европейское Просвещение
Просвещение по сути своей — рационалистический тип культуры. Это нисколько не противоречит тому, что и во Франции, и в Англии, и в Германии в XVIII веке возникали и оказывали немалое влияние на развитие национальной и общеевропейской культур такие антирационалистические, проторомантические духовные движения, как сентиментализм и «Sturm und Drang», как стилевые системы барокко и рококо; однако нельзя не видеть, что движения эти были вторичными, оппозиционно-производными от рационализма и его воплощения в философии, науке, искусстве. Историческая роль Просвещения определялась именно культом Разума, противопоставленного религиозному культу. Просвещение в разные хронологические эпохи, в разных национальных условиях выражает одну и ту же стадию общественного процесса – кризис феодализма.
1.2 Петербургское Просвещение - национальный вариант европейского Просвещения
Складывавшееся в Петербурге и распространявшееся отсюда по другим городам страны русское Просвещение должно было, как и на Западе, иметь своей духовной доминантой рационализм — благодаря общности исторических задач и прямой опоре на европейский культурный опыт. Так оно и оказалось; рационализм становился направляющей силой во всех областях петербургской жизни: в политической деятельности, образовании, искусстве — тому можно привести бесчисленное множество примеров. Развитие города проходило на базе строгой геометрической планировки. Все это создавало предпосылки для формирования особого духовного склада жителей этого города, который станет основой особого типа россиянина – петербуржца.
Вместе с тем петербуржцы оставались русскими людьми, Петербург — русским городом, петербургское Просвещение являлось национально-своеобразным вариантом европейского Просвещения, ибо какими бы резкими и жесткими (а подчас жестокими) ни были способы внедрения достижений западной цивилизации в русскую жизнь, ее европеизация оказывалась не вытеснением «русскости», а ее преображением, приспособлением к новым духовным константам. ............