Часть полного текста документа:Рюрик Перевезенцев С. В. Согласно "Повести временных лет", в 862 г., уставшие от междоусобных войн, племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что общая и в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу племен откликнулись три брата Рюрик, Синеус и Трувор. Старший Рюрик сел в Новгороде, Синеус - на Белом озере, Трувор - в Изборске. Умер Рюрик в 879 г., оставив все свои владения родственнику Олегу, поручив его заботам и своего малолетнего сына Игоря. В некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья Рюрик, Синеус и Трувор не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за варяжского князя. Спустя два года после призвания умерли Синеус и Трувор, и Рюрик взял их области себе. В Новгороде Рюрик женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил некий Вадим Храбрый. Рюрик убил Вадима и жестоко подавил восстание. Репрессии, проведенные Рюриком против своих врагов, привели к массовому бегству новгородцев в Киев в 867 г. Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире, является одной из самых больших проблем отечественной истории. Историки спорят, о том был ли Рюрик скандинавом, финном или выходцем из южной Прибалтики. Неясно также и то, куда был призван Рюрик - в Новгород или Ладогу. Остается спорным и вопрос о том, был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть силой. Споры о происхождении Рюрика и его братьев не случайны. Анализ текста "Повести временных лет" показал, что сама легенда о призвании варягов появляется в этой древнейшей русской летописи относительно поздно - в конце XI или в начале XII в. Более того, из других, внелетописных, источников следует, что жители Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI в. Так, в "Слове о Законе и Благодати", написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI в., родоначальником династии русских князей называется Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания. До конца XI в. имени Рюрика не было и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками, потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о призвании варягов и "Слово о полку Игореве", созданное в конце XII в. Все эти противоречия и породили множество различных мнений в отечественной и зарубежной исторической науке. Так, историки-норманисты, признающие, что варяги были скандинавами, склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. По мнению других ученых, Синеуса и Трувора вообще не существовало, а известие о них - результат неправильного прочтения русскими летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (сине-ус) и верной дружиной (тру-вор). Недавно известный отечественный историк, доктор исторических наук, профессор А.Г. Кузьмин, на основе анализа многочисленных и разнообразных источников, высказал оригинальную концепцию, объясняющую происхождение варягов и князя Рюрика. ............ |