Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Иркутский государственный технический университет
Заочно-вечерний факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
Специальность 08.01.05
«ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ»
Зав. кафедрой «Финансы и кредит»
___________________Г.Е. Дыкусов
«_____»__________________2009 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Рынок факторинга РФ»
Выполнила:
студент группы ФКз-04-3
Сизиков Роман Сергеевич
Научный руководитель:
д.э.н, профессор
Лукьянченкова Наталия Петровна
Нормоконтролер:
к.э.н., доцент
Ткачук Людмила Тимофеевна
Иркутск, 2009
Содержание
Введение
1.Теоретические основы факторинга
1.1 Сущность факторинга и его виды
1.2 Мировой опыт применения факторинга
2. Развитие факторинга в Российской Федерации
2.1Общая характеристика рынка факторинга
2.2 Проблемы развития факторинга
3. Перспективы рынка факторинга
3.1 Пути решения проблем
3.2 Перспективы развития рынка факторинга
Заключение
Список использованных источников
Введение
Факторинг один из самых распространенных в мире механизмов пополнения оборотного капитала, который может эффективно использоваться как на стабильном рынке, так и в условиях экономического кризиса.
В настоящее время для россиского рынка характерна ориентация поставщика с посреднических компаний на розничную торговую сеть, представленную в основном малыми и средними предприятиями, особенностью которых является проведение закупок на условиях отсрочки платежа. Это в свою очередь влечет за собой увеличение объема дебиторской задолженности поставщика.
Испытывая постоянный дефицит в оборотных средствах, предприятию необходимо искать дополнительные способы финансирования. В мировой практике как правило обращаются к двум механизмам: кредитованию и факторингу. При этом кредитования сегодня является не доступным для большинства малых предприятий ввиду жестких условий к показателям финансовой деятельности, деловой репутации, предъявляемых к клиенту банками, а также из-за сравнительной дороговизны кредита. В то же время факторинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент совершенствования финансов предприятий, улучшения состояния денежных расчётов, поскольку может обеспечить полноценное обслуживание регулярного товарного кредитования поставщиком постоянного круга покупателей, в возрастающих масштабах, что помогает решению проблемы с оборотными средствами.
Правда в Российской Федерации факторинговый рынок еще только начал формироваться и занимает сравнительно малую долю в ВВП, хотя и развивается сравнительно бурными темпами. Так по оценкам Министерства экономического развития и торговли в 2001 году доля факторинга в ВВП РФ составляла 0,1%, в 2004 году – 0,5%. В 2008 году доля факторинговых сделок в ВВП достигла 1,45%, с объемом денежных требований 602 млрд. рублей [38]. Тем не менее потенциал российского рынка факторинга, по меркам мирового рынка, еще весьма далек от желанного и не соответствует ни масштабам страны, ни потребностям нашей экономики. Для сравнения, за рубежом доля факторинга в ВВП отдельных стран достигает 13–16%. Доля факторинга в обороте сетевого ретейла ― 40–60% [66].
Низкое развитие рынка факторинга во многом объясняется проблемами законодательного регулирования его деятельности, не развитостью конъюнктуры рынка. ............