БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«Рыночная стратегия предприятия»
МИНСК, 2008
ПЛАН
1. Конкурентные преимущества и основные направления их достижения.
2. Стратегия лидерства по затратам.
3. Стратегия дифференциации (стратегия лидерства в области качества).
4. Стратегия фокусирования.
5. Стратегия первопроходца или раннего выхода на рынок.
6. Стратегия синергизма.
7. Опыт функционирования рыночных стратегий.
1. Конкурентные преимущества и основные направления их достижения
Понятие «стратегия» взята из военного лексикона и представляет собой «искусство генерала» или «искусство планирования военных операций высшим командным составом».
Однако этот военный термин за последние годы стал широко применяться специалистами, изучающими теорию и практику менеджмента. Долгое время считалось, что стратегия заключается в управлении ресурсами.
Применительно к теории менеджмента стратегия имеет следующее определение. Стратегия – это набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Это общий комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии и достижения хозяйственных целей организации.
Стратегия – это программа, план, генеральный курс субъектов управления по достижению ими стратегических целей в любой области деятельности.
Стратегия – это искусство руководства, общий план ведения работ.
Стратегический менеджмент уже в силу своей сущности не дает и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое стратегическим менеджментом будущее организации – это не детальное описание ее внутреннего состояния и положения во внешней среде, а совокупность качественных пожеланий тому, в каком состоянии организация должна находиться в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную структуру и т.д. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определяет, выживет ли организация в будущем в конкурентной борьбе или нет.
В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения. Это управленческие решения, которые ориентированны на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений, сопряженных со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие, связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:
- выход на новые рынки сбыта;
- введение новшеств (новые продукции, технологии);
- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации оплаты труда, взаимодействие с поставщиками и потребителями).
Стратегический менеджмент – это технология управления организацией в условиях повышенной нестабильности во внешней среде и ее неопределенности.
В основе любой стратегии лежат конкурентные преимущества. Стратегическое управление – управление преимуществами.
Конкурентные преимущества – положение фирмы на рынке, позволяющие ей продлевать силы конкуренции, привлекать покупателей.
Основа конкурирующих преимуществ – уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса.
Конкуренция производства, как правило, реализуется на уровне стратегических единиц бизнеса, которые составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия. ............