РЕФЕРАТ
Рыночная экономическая система и условия ее возникновения
Рыночная экономическая система — определенная система отношений по поводу купли–продажи товаров и услуг, складывающихся между людьми.
Основные характеристики рыночной системы:
— частная собственность,
— механизм рыночного ценообразования,
— конкуренция.
Условия возникновения рынка
1. Определенный уровень развития общественного разделения труда, базирующийся на определенном уровне развития производительных сил (технике и технологиях), т.е. уровень развития производительных сил должен быть достаточно высоким (он определяет конкурентоспособность товаров).
2. Относительное (взаимообусловленное, полное — авторкия, в современных условиях не существует) экономическое обособление собственников. (Одни собственники становятся экономически независимыми от других).
3. Экономическая свобода (и у производителей, и у потребителей, и у наемных работников) — свобода выбора, свобода в принятии экономических решений. Предполагается наличие социальных гарантий.
4. Наличие конкурентной среды — определенный уровень развития конкуренции (может быть принят и законодательно, например, в РФ «Закон о конкуренции на товарных рынках» — 1991 г. и в США — «Закон о малом бизнесе» — 1953 г.).
5. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности и использования в своей экономической деятельности преимуществ государственного управления.
6. Открытость экономики (интегрирование ее в мировое хозяйство).
Два типа рынков
Рынок продавца. Продавец навязывает условия заключения сделки покупателям (при монополии производителя, дефиците товара).
Рынок покупателя. Экономическая власть сосредоточена на стороне покупателя, и он играет активную роль (рынок, насыщенный товарами, — современный рынок западных стран).
Виды рынков Критерии классификации Виды рынков
По объекту
купли–продажи
рынок товаров и услуг
рынок недвижимости (земли)
рынок рабочей силы (труда)
денежный рынок (валюты, кредитов, ЦБ)
рынок инноваций и интеллектуального продукта (идей, информационных технологий)
По масштабам
местный рынок
национальный рынок
региональный рынок (если страна большая, то национальный рынок состоит из региональных рынков или, наоборот, региональный может включать несколько национальных — Европа — региональный рынок)
мировой рынок
По степени ограничения конкуренции
и влияния продавцов на цену товара
рынок свободной (совершенной, чистой) конкуренции
рынок монополистической (несовершенной) конкуренции
олигополия
«чистая» монополия (одно предприятие представляет целую отрасль)
По степени вмешательства государства в экономику
рынок свободной конкуренции
регулируемый рынок
«формальный рынок» в условиях административно-командной экономики
По степени зрелости рыночных отношений
развитый рынок
формирующийся рынок
По степени соответствия действующему законодательству
легальный (официальный) рынок
нелегальный (теневой) рынок
Инфраструктура рынка — совокупность государственных и негосударственных служб и организаций, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие всех рынков.
Пример инфраструктуры рынка товаров и услуг — система оптовой и розничной торговли, товарные биржи, служба маркетинга, различные службы сервиса и т.п. ............