Часть полного текста документа:Русское женское образование в XVIII - начале ХХ вв.: приобретения и потери В.В.Пономарёва, Л.Б.Хорошилова. "Новая" европейская культура, утверждавшаяся в нашей стране с начала XVIII века, принесла с собой и новый тип современного человека. Во многом его олицетворял сам царь. Подвижный и открытый всему новому, Пётр Великий являлся образцом для многих современников. Работая всю жизнь, он сознательно подавал пример своим подданным. "Новая" культура ориентировалась на мужской образец, но она не могла укрепиться без нового образа женщины. Он появился очень нескоро. Почти три четверти века, одна за другой, российские императрицы были, в сущности, женщинами, занятыми своей особой и троном. Все они были личностями незаурядными, но ни одна не была по-настоящему европейски образованной женщиной. Среда, взрастившая их, поощряла вкус лишь к внешнему блеску жизни - балам, пирам и нарядам. Ни одна из них так и не стала жизнеустроительницей. Лишь честолюбивая немка, воспитанная в протестантской среде, смогла явить на российской земле образец современной европейской женщины. Укрепившись на российском престоле в 1763 году, Екатерина Великая хорошо знала, что ей предстоит. Она сознательно взваливала на свои плечи тяжесть, которая была по плечу лишь ей одной. Среди задач, которые она ставила перед собой, было и воспитание подданных. Это был непомерно тяжёлый, непрестанный и не всегда благодарный труд. Екатерина Великая ежеминутно контролировала своё собственное поведение: видела себя со стороны и хорошо сознавала, как будут оценены её слова и поступки в каждый момент. Императрица великолепно разбиралась в людях. Невысоко оценивая человеческую натуру в целом, она строила реальную политику, зная, что "других слуг у неё нет". Старалась строго придерживаться правильного распорядка дня, вникала во все дела. Её достоинства - трудолюбие, мудрость, такт - вызывали глубочайшее уважение и любовь подданных, желание приблизиться к высоким стандартам. А, между тем, женская среда традиционно была особенно консервативной. Считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. "Прадед не допускал мысли о воспитании детей; в те времена чада должны были удерживаться в чёрном теле в доме родителей, и он за порок считал, чтоб русские дворянки, его дочери, учились иностранным языкам", - вспоминала Е.А.Сабанеева в конце XVIII века 1. Императрице следовало преодолеть вековую традицию. Конечно, долгие годы женского правления в России меняли в какой-то степени взгляд на место женщины в обществе в целом. И всё же, перед императрицей лежала целина - справедливы были слова Екатерины Дашковой о том, что во всей Российской империи можно назвать лишь двух образованных женщин, читавших книги - её саму и Екатерину Великую. Одного лишь собственного примера было, разумеется, недостаточно, и Екатерина учредила учебные заведения для девиц: прежде всего, Смольный институт с его дворянским и мещанским отделениями. Здесь девушки получали систематическое образование: их учили новым языкам, литературе, Закону Божьему, алгебре, геометрии, физике, географии, естественной истории, танцам, рукоделию и домоводству... Именно "благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованная женщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежего воздуха и света" . ............ |