Часть полного текста документа:Русский язык на Северном Кавказе Вопрос о положении с русским языком на Северном Кавказе необходимо рассматривать в контексте этнической структуры населения, политической, экономической и языковой ситуаций в данном регионе и идеологии регионального образования. Северный Кавказ - один из наиболее проблемных районов современной России. Он включает 10 субъектов Федерации, из которых 7 - национальные республики: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия. Эти республики не однотипны по вышеперечисленным характеристикам. (С точки зрения политической ситуации благополучной можно считать, пожалуй, только Кабардино-Балкарию, т.к. на ее территории за последнее время не было этнических конфликтов). По микропереписи 1994 года в этих республиках проживает: в Адыгее русских 64,9 % · адыгейцев 22,1 % в Карачаево-Черкесии русских 40,6 % · карачаевцев 31,2 % · черкесов 9,7 % в Дагестане русских 8,2 % · аварцев 27,5 % · даргинцев 15,6 % · кумыков 12,9 % · лезгинов 11,3 % · лакцев 5,1 % · табасаранов 4,3 % в Кабардино-Балкарии русских 33,8% · кабардинцев 48,2 % · балкарцев 9,4 % в Северной Осетии русских 30,6 % · осетин 53 % в Чечне и Ингушетии русских 0,3% · чеченцев 57,8 % · ингушей 12,9 % Кроме того, в этих национальных республиках Северного Кавказа проживает значительное число не титульных этносов: абазины, ногайцы, таты, армяне, азербайджанцы и др. Особенностью этнического развития Северного Кавказа является то, что наиболее древние этнические слои в меньшей степени подвергались ассимиляции со стороны более поздних мигрантов. Народы соседствуют, не ассимилируя друг друга. Присутствие славян на Кавказе связано с формированием казачества и Кавказской войны 1817-1864 гг.. При всех хорошо известных минусах национальной политики прошлого несомненно, что русская колонизация стабилизировала обстановку в регионе и положительно влияла на многие этнокультурные и социальные процессы (развитие письменности, государственности, строительства городов). В конечном итоге на Северном Кавказе сложилась специфическая цивилизация, где каждый народ нашел свое место. С начала 90-х гг. возрос интерес к проблемам возрождения национальных культур и языков, были разработаны программы "этнизации" школ. Эта новая ситуация с особой остротой ставит проблему смысла и допустимых границ регионализации образования - определение роли и места национальных языков в системе образования, а шире - проблему двуязычия (а иногда и трехъязычия) в полиэтнических регионах Северного Кавказа. Все языки титульных народов Северного Кавказа в законодательном порядке получили статус государственных, а право получать образование на родном языке стало всеобщим - принципиально рамки функционирования этнических языков в сфере образования не ограничены. В современной школе Северокавказского региона изучение родного языка обычно осуществляется на всех ступенях. Резко расширено преподавание литературы и фольклора, введены предметы, в рамках которых изучаются культура и история этноса, обычаи и традиции. ............ |