Часть полного текста документа:Русский национализм и судьба российской государственности Чернавский М. Ю. Национализм понимается как естественный и необходимый фактор в развитии человеческого общества, начавшийся с периода Нового времени, когда на смену средневековым патриархально-религиозным социальным связям приходит иной принцип мобилизации населения на основе национальной самоидентификации. Прародительницей национализма явилась Великая французская революция, которая уничтожила традиционные патриархально-сословные связи французского общества и провозгласила иной принцип взаимосвязи на основе принадлежности всех членов общества (а не только высших слоев) к одному гражданству, к одному государству, к одной нации. Национализм есть форма коллективного самопознания, что выражается в требовании для определенной национальной общности государственного суверенитета, а также экономической, социальной и культурной автономии. Процесс национальной самоидентификации, национального самопознания указывает на естественное стремление нации выявить отличия себя от других народов, иных религий и культур. При этом необходимо различать два принципиально различных видов национализма. Этнический национализм, ставит целью политически объединить людей одной национальности в рамках единого государства. Данный тип национализма естественен для моноэтнических государств и является для них благом. Однако в многонациональных государствах этнический национализм приходит в столкновение с принципом наднациональной государственности. В этом случае этнический национализм противоречит государственническим установкам и столкновение этих двух сил может привести к уничтожению многонационального государства. Антитезой деструктивным началам этнического национализма выступает государственнический национализм, который стремится к объединению членов одной нации, включающей в себя разные национальные группы. Он постулирует чувство общности не внутри каждой национальной группы, но между членами одной нации как объединения людей, связанных не общностью крови, религии и культуры, но единым пространством, единой историей, государственным языком, единым гражданством и едиными экономическими связями. Таким образом, государственнический национализм скрепляет людей на наднационально-групповом, то есть на государственном уровне. В этом национализме антигосударственнические настроения национальных групп подчинены этатистским принципам. Государственнический национализм, носителем которого в России является русская нация, справедливым образом должен восприниматься как единственно возможная форма национализма в России. Данный подход в духе русификации, то есть признания русского народа единственным носителем государственности и подчинения остальных народов русскому государственническо-национальному принципу, вплоть до распространения самоназвания "русские" на все народы Российской империи, имел наибольшее распространение в России вплоть до начала ХХ века. Затем началось снижение государственнического статуса русских в России, что было усилено в Советском Союзе и чему явно способствовала идеология коммунистического интернационализма. Выражением стремления минимизировать национальные различия народов внутри СССР стала (не получившая общественного одобрения) идея о создании единой национальной общности - советского народа. ............ |